Воскресенье 4 Декабрь 2016, 04:56
На дорогах свободно
Главная страница > Гость портала > "Ксенофонтова Ольга Леонидовна - главный педиатр Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга"

Гость портала

Ксенофонтова Ольга Леонидовна - главный педиатр Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга

Представляем вашему вниманию интервью, составленное из вопросов посетителей и ответов  главного педиатра Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга Ольги Леонидовны Ксенофонтовой.

Алексей Ратников: Ольга Леонидовна, здравствуйте. Мы с женой все время спорим. Где лучше отдыхать детям? У нас на Урале или на море, на Юге? Как профессионал скажите, где все-таки лучше для здоровья? Заранее спасибо.

Ксенофонтова О.Л.: Уважаемый Алексей! Детям раннего возраста (до 3 лет) противопоказаны резкая смена климатических и часовых поясов, а так же активная инсоляция. Поэтому идеальным местом отдыха для них являются Уральский регион или Средняя полоса России. Следует так же помнить, что активная инсоляция противопоказана людям всех возрастов, поэтому для отдыха с детьми дошкольного возраста на море лучше выбирать сезоны с меньшей солнечной активностью (май, сентябрь).  Не следует так же вывозить детей на отдых на море на период менее 2-3 недель, так как процессы акклиматизации у них проходят дольше.

Надежда Маленкова: Ольга Леонидовна, сказывается ли курение матери на качестве молока?

Ксенофонтова О.Л.: Курить при грудном вскармливании однозначно нельзя. Чем больше сигарет выкуривает мать, тем больше риск и для ее здоровья, и для здоровья ребенка независимо от того, кормит ли она его грудью, или ребенок находится на искусственном вскармливании. Курение может привести к уменьшению количества вырабатываемого молока, быть причиной некоторых симптомов у грудного ребенка, например,  таких как тошнота, рвота, колики и диарея.  Курение матери является предпосылкой к раннему отлучению от груди, снижению образования молока и торможению рефлекса притока молока, а также снижает уровень пролактина в крови (гормон, отвечающий за выработку грудного молока).  Курение также связано с беспокойством у ребенка.  В одном исследовании состояние 40% грудных младенцев, вскармливаемых курящими матерями, расценивалось как колики (два - три часа «чрезмерного» плача) по сравнению с 26 % младенцев, вскармливаемых грудью некурящими. Важно обратить внимание, что связь между курением и коликами была также обнаружена и у искусственно вскармливаемых  младенцев с одним или более курящими в доме.

Вне зависимости от вида вскармливания, родители должны препятствовать воздействию выдыхаемого дыма на ребенка. Пассивное курение является опасным для здоровья.  Исследователи подтверждают риск для здоровья детей, когда один или оба родителя курят.  В ходе исследования (Colley и Corkhill 1974), которое отслеживало респираторное здоровье 2205 младенцев, обнаружена существенная корреляция между курением родителей и частотой заболевания пневмонией, бронхитом, а также частотой синдрома внезапной детской смертности (СВДС)  в течение первого года жизни младенцев. Возрастание риска для здоровья присутствует как у грудных, так и у искусственно вскармливаемых младенцев.

Ольга: Ольга Леонидовна, добрый день! Закончила примерно в то же время 144-ю, а так как нам очень хорошо преподавали биологию и химию, то понятно, почему много наших выпускников стали медиками-профессионалами. Рада за Вас! Извините, но вопросов накопилось много.
Сформулирую несколько актуальных на сегодняшний день:

1) Как Вы думаете, так ли необходимо нашим детям препараты, улучшающие действие иммунной системы? Например, ликопид. Не будет ли в дальнейшем у человека полной зависимости от иммунных препаратов? Или есть какое-нибудь направление для укрепления иммунной системы другим способом? Посоветуйте, пожалуйста.

2) Какие прививки Вы бы посоветовали сделать детям 6 лет (кроме плановых-стандартных)? Против энцефалита, например, менингита?

3) Мы наблюдаемся с ребенком в поликлинике 9 дмб. Довольны врачами!!! Но часто возникают мелкие вопросы, на которые наш участковый терапевт не отвечает. Например, провели курс лечения для улучшения статуса иммунной системы, а полезли фурункулы... Лечим последствия. А причин так и не знаем, тк врачи не отправили ни на какие специфические анализы, хотя в интернете написано, надо проверить сахар, надо проверить тип стафилококка. Этого нет в инструкциях терапевта? Можно ли устроить интернет-консультацию для тех, кто уже посетил врача-специалиста и требуется онлайн-коррекция лечения?

4) и последнее: посоветуйте, пожалуйста, как специалист по иммунологии: как защитить преподавателю свое горло от нашествия вирусов? много говорим, много контактов. Или хотя бы быстренько уничтожить размножение вирусов на корню. Или такого метода еще не изобрели? и вирусы будут все время мутировать..? Спасибо!!! С уважением, Ольга.

Ксенофонтова О.Л.: Уважаемая Ольга!

1) Подбор иммуномодулирующий препаратов должен проводить врач, так как каждый препарат  воздействует на определенное звено иммунологического ответа. В доступной мне литературе я не встречала данных о привыкании к иммуномодулирующим препаратом, но, все же, как любое лекарственное средство они должны применяться по показаниям и курсами, а не один раз в год, но целый год.

2) Вакцинация против клещевого энцефалита входит в региональный календарь профилактических прививок, так как Уральский регион является эндемичным по данному заболеванию. Дети вакцинируются в возрасте 7 лет.  Но вакцинация может проводиться и в более раннем возрасте (с 1,5 лет, согласно региональному календарю профилактических прививок 2008 г.). Для часто - болеющих детей существуют вакцины от стрептококковой инфекции (стрептококк - наиболее частая причина развития у детей респираторных инфекций, ангин, пневмоний, отитов и т.д.). Если ваш ребенок не болел ветряной оспой, рекомендую вакцинировать его от данной инфекции, так как тяжесть заболевания увеличивается с возрастом ребенка.
Вопрос о любой вакцинации ребенка должен решаться врачом.

3) Объем обследования каждого конкретного больного определяет врач. Объем обследований при одном и том же диагнозе может различаться у разных больных, и зависеть, например, от возраста, формы тяжести болезни, наличия рецидивов  многого другого. Может быть, в Вашем случае исследование уровня сахара крови и посевы были не показаны.  Что касается консультаций по интернету, то я не верю в качество и достоверность таких консультаций. Ни у одного врача не может быть полной уверенности, что больной правильно оценивает имеющиеся у него симптомы болезни и /или тяжесть своего состояния. Неправильное описание и трактовка симптомов будут приводить к ошибкам диагностики и, как следствие - к назначению неадекватной терапии. Если лечение, назначенное врачом, кажется Вам неэффективным необходимо повторно записаться на прием.

4) Специальных методов для защиты горла от вирусов, к сожалению нет. Вам, как человеку постоянно контактирующему с людьми необходимо вакцинироваться от гриппа. Поможет так же прием поливитаминов, курсы адаптогенов (таких как «Иммунал»). Рекомендуется так же проводить регулярный туалет носа и горла. Например, в перерывах между уроками орошать нос и зев соляными растворами («Аквамарис», «Маример», «Салин» и другие). Такой, простой на первый взгляд, способ является, тем не менее, достаточно эффективным. Орошение слизистой приведет к механическому удалению вирусных частиц и снизит риск инфицирования. Все перечисленные препараты безопасны и не имеют противопоказаний к применению. Проблемой всех преподавателей являются так же атрофические процессы в слизисто глотки. Постоянное напряжение голосовых связок приводит к пересыханию и повреждению слизистой носоглотки, снижению местных защитных реакций, что способствует более быстрому развитию инфекции. Для профилактики развития атрофических процессов лучше всего проводить масляные ингаляции. Удобно использовать компактные ингаляторы (например «Махонда» или подобные). Для проведения ингаляций Вам дополнительно понадобится стакан и вода, а так же масляный раствор для ингаляций (например, смесь «Махонда») или просто растительное масло. Ингаляции вы сможете поводить даже в промежутках между уроками. При применении специальных смесей убедитесь, что у Вас нет непереносимости компонентов (они могут содержать экстракты лекарственных трав).

Я постаралась ответить на все заданные Вами вопросы, тем не менее, если у Вас сохраняются проблемы касающиеся здоровья Вашего ребенка (рецидивирующий фурункулез, прочее), Вы можете обратиться к лечащему врачу. С ноября 2009 г. я сама планирую проводить прием больных, вероятнее всего в поликлинике ДГКБ № 9.

Ольга Васильевна Петросова: Ольга Леонидовна, здравствуйте! Не станет ли в этом году прививка от гриппа обязательной для всех детей. Если у ребенка медотвод, как быть? Примут ли его потом, например, в оздоровительный лагерь или санаторий?

Ксенофонтова О.Л.: Прививка от гриппа является обязательной. Тем не менее, если у Вашего ребенка имеется официально оформленный медицинский отвод от проведения вакцинации Вам необходимо информировать о наличии противопоказаний медицинского работника школы или ДДУ, которое посещает ребенок и вакцинация проводиться не будет. Отсутствие вакцинации против гриппа не является основанием для недопущения ребенка в лагерь или санаторий. Учитывая высокий риск развития заболевания у не привитых детей, предлагаю Вам в течение эпидемического сезона проводить неспецифическую профилактику ОРВИ и гриппа иммуномодулирующими и противовирусными препаратами (предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом).

Инна Васильевна: В последние годы взрослое работающее население проходит диспансеризацию. Существует ли подобная форма обследования детей? Если да, то куда обратиться?
Фадейкина Г.А.: Работает ли в г.Екатеринбурге программа бесплатной комплексной диспансеризации детей школьного возраста? Если нет, то почему??? Хотелось бы каждый год обследовать детей перед 01 сентября бесплатно, но комплексно!!! В частных клиниках дорого - от 15 тысяч рублей!!! Для взрослых ведь возобновили на этот год такую акцию!

Ксенофонтова О.Л.: Диспансерное наблюдение детей проводится в г. Екатеринбурге постоянно. Осмотр врачей - специалистов и лабораторно- инструментальное обследование детей проводится в декретированные возраста - дети первого года жизни, 3,6,10,12,14,17 лет. Неорганизованные дети проходят диспансерные осмотры в поликлинике. Организованным детям осмотр проводится в школах, куда выезжают бригады специалистов территориальных поликлиник.

Дубс Ирина Леонидовна: Моя дочь обучается в лицее №159 в 5 классе. Вчера у них было 8 уроков, в остальные дни - по 6 уроков, правда, по субботам в течение всего сентября они не учатся. Какие-нибудь есть санитарные нормы в этом плане, ведь даже на предприятиях 8-часосой рабочий день - это редкость? У школьников 11-12 лет тоже наверно есть какие-то права не только на обучение. И еще? Правда ли, что теперь для того, чтобы сходить в лес, в поход классом с родителями и педагогом необходимо с собой брать медика? Спасибо.

Ксенофонтова О.Л.: Уважаемая Ирина Леонидовна! Учебная нагрузка в школе планируется в соответствии с санитарными правилами 2.4.2.1178-02, введенными в действие от 28 ноября 2002.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Классы   

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе 

При 5-дневной неделе 

1

--------- 

20

2 - 4 

25 

22 

31

28 

32

29 

34 

31 

8 - 9 

35 

32 

10 - 11 

36 

33 

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 - 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 3.
2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

Исходя из данных правил при 5 - дневной рабочей неделе нагрузка в 5 классе должна составлять 28 академических часов. Указанная Вами нагрузка превышает нормативы санитарных правил.  При походе детей классом в лес с родителями сопровождение медицинского работника не требуется.

Cергей: Скажите, пожалуйста, со скольки лет рекомендуется начинать обучение детей катанию на а) на горных лыжах; б) на коньках? Есть ли различия в возрасте начала обучения для мальчиков и девочек? Спасибо. Сергей.

Ксенофонтова О.Л.: Уважаемый Сергей! Если речь идет о профессиональных тренировках в спортивных школах (и соревнованиях), то согласно действующим санитарным правилам горнолыжным спортом можно заниматься с 8 лет, а конькобежным (или фигурным катанием) - с 9 лет. Если речь идет о любительских занятиях можно заниматься этими видами спорта и с более раннего возраста (5-6 лет), в том случае, если нет медицинских противопоказания (для занятий спортом, связанным с катанием на коньках таковым является плоскостопие, для обоих видов спорта - снижение остроты зрения, нарушения опорно - двигательного аппарата, перенесенные черепно - мозговые травмы). Возрастных различий для мальчиков и девочек нет. Для получения более подробной консультации Вы можете обратиться в МУ «Городской врачебно - физкультурный диспансер».

Валентина Александровна Шулепова: Ольга Леонидовна, здравствуйте! Какие заболевания наиболее распространены среди нынешних школьников и как с ними бороться?

Ксенофонтова О.Л.: Среди школьников наиболее распространены:
1. Нарушения осанки. Впрочем, следует отметить, что нарушения осанки (такие как сутулость, плоская спина, круглая спина, прочие) не считается заболеванием, а рассматривается как пограничное состояние, которое можно исправит в процессе роста ребенка. Для профилактики необходимо:

  • сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
  • компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
  • организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
  • постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
  • отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
  • контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
  • плавание
  • тренировка мышц спин и живота
  • правильно организованное рабочее место ребенка - стол, стул, желательно с ортопедической спинкой, обязательна опора под ноги, правильное расположение книги (учебника)
  • Родители должны постоянно следить за осанкой ребенка во время занятий, поправлять его, разъяснять ребенку важность сохранения правильной осанки.

Важно помнить, что дети с выраженными нарушениями осанки должны наблюдаться у врача хирурга - ортопеда, получать комплексное лечение.

2. Нарушения зрения. Наиболее часто это формирование миопии (близорукости). В профилактике этого заболевания Вам поможет:

  • Соблюдение режима занятий и отдыха. Занятия должны сопровождаться перерывами на 5-10 мин, в течение которых ребенок может сделать легкую гимнастику для мышц плечевого пояса, спины,  для глаз (несколько раз сильно зажмурить глаза, поводить глазами вверх, вниз, вправо, влево, поморгать). Источник освещения должен располагаться слева от ребенка.
  • Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см. Необходимо исключить чтение лежа и в плохо освещенных помещениях, ограничить время пользование компьютером и просмотра телевизионных передач. Обязательно включение в питание ребенка продуктов, богатых минералами и поливитаминами (овощей и фруктов). При первых признаках нарушения зрения (ребенок начал прищуриваться, разглядывая отдаленные предметы, садится близко к телевизору, не видит написанного на школьной доске) следует немедленно обратиться к окулисту.

3. Заболевания желудочно - кишечного тракта

В профилактике данной патологии наибольшую роль играет организация правильного питания. Ребенок должен получать дома горячий завтрак (в идеале - кашу) и горячий обед в школе. Необходимо исключить питание «в сухомятку». В питание обязательно должны включаться кисломолочные продукты, овощи, фрукты.  Стоит исключить из питания чипсы, газированные напитки (газированные напитки кроме влияния на желудочно - кишечный тракт так же вымывают из организма (в том числе из костей) кальций, что способствует развитию нарушений осанки).

Александра: Ольга Леонидовна! Как попасть к Вам на прием?

Ксенофонтова О.Л.: Уважаемая Александра! В настоящее время я не веду медицинского приема. Вопрос об организации такого приема решается. Прием граждан по вопросам организации здравоохранения в ЛПУ г. Екатеринбурга я веду в Управлении здравоохранения (Тургенева, 19) по вторникам с 15 час. 00 мин. до 17. час. 00 мин. В это время Вы можете обратиться лично или по телефону 355-39-46 с интересующими Вас вопросам (в том числе уточнить данные, касающиеся организации моего медицинского приема).

Ерофеев М.П.: Какие новые вакцины против гриппа можно использовать для ребенка в третьем классе? Какие нельзя или не стоит?

Ксенофонтова О.Л.: Уважаемый Ерофеев М.П.! В настоящее время для вакцинации против гриппа используются только современные субъединичные вакцины (например, Гриппол «+» ), которые содержат основные поверхностные белки вируса гриппа (гемагглютинин и нейраминидазу) и сплит - вакцины (например «Ваксигрипп»), которые помимо поверхностных содержат и некоторые внутренние белки. Вакцина «Гриппол «+» в своем составе имеет так же иммуномодулятор (полиоксидоний). Таким образом, цельных живых вирусных частиц не содержит ни одна вакцина, что исключает поствакцинальное заражение гриппом. Состав всех вакцин меняется каждый год для того, чтобы обеспечить максимальную защиту от "дикого" вируса. В зависимости от прогнозов ВОЗ (какой тип вируса будет циркулировать в следующем сезоне), в вакцину включают разные вирусные антигены. Все вакцины показывают хорошую эффективность и высокую безопасность, так что использовать можно любую.


Главные новости

Система Orphus