Понедельник 6 Июль 2020, 14:09
Местами затруднения
Главная страница > Гость портала > "Корюков Андрей Александрович - заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам"

Гость портала

Корюков Андрей Александрович - заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам

Уважаемые посетители!

Представляем вашему вниманию в качестве «Гостя портала» заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Корюкова Андрея Александровича.

Информационный портал Екатеринбурга предложил читателям задать вопросы по подготовке столицы Урала к форуму стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей», а также о перспективах проведения Всемирной выставки «ЭКСПО-2025».

Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей» прошел в Екатеринбурге 15-16 ноября 2017 года. Сегодня, когда новые экономические вызовы ставят перед Екатеринбургом и другими российскими городами задачу актуализации сценариев и целевых показателей развития до 2030 года, общероссийский форум стратегического развития - это не только возможность обмена практическими наработками и передовым управленческим опытом, но и экспертная площадка, позволяющая привлечь к актуализации городских стратегий развития профессиональное и научное сообщество.

Стоит отметить, что Екатеринбург - пионер среди городов России в вопросах стратегии развития. Стратегический план, реализуемый в столице Урала почти 13 лет, послужил отправной точкой и для создания аналогичных документов другими муниципалитетами.

Ответы на вопросы:   

- Чем Екатеринбургский форум принципиально отличается от Санкт-Петербургского?

- В первую очередь хочу сказать, что Форумы проводятся в разное время, в городах, географически отдаленных друг от друга, что позволяет вовлечь в обсуждение вопросов стратегического планирования и управления гораздо больше участников. Санкт-Петербургский форум проходит уже более 15 лет, в Екатеринбурге форум проходит во второй раз. Надо сказать, что Санкт-Петербургский форум преимущественно нацелен на решение вопросов федерального и регионального уровней. В Екатеринбурге мы решили сделать форум именно для городов. На наш взгляд, это идея очень перспективна. Форум стал дискуссионной площадкой, на которой мы определяем, что такое качественный город, каковы показатели городского развития, в каком направлении городу развиваться дальше и т.д.

Показательно, что в прошлом году наш форум посетило около 800 человек, в этом году число участников составило около 1000 человек. По мнению экспертов, в Екатеринбурге удалось создать площадку для выработки практических решений муниципальных властей, обсуждения проблем и обмена лучшими практиками городского развития. Главной особенностью форума стало обсуждение действительно актуальных задач муниципального управления, и продолжение такого диалога позволит вывести предложения органов местного самоуправления на качественно новый уровень.

Вместе с тем, программы двух крупных стратегических мероприятий полностью скоординированы между собой. Так, в 2017 году между Ассоциацией «Единое Общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)», Администрацией города Екатеринбурга и ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» было заключено соглашение о сотрудничестве для организации и проведения Конкурса городских стратегий 2017. Данное соглашение направлено на проведение общероссийского конкурса в соответствии с едиными требованиями и методологией работы в два последовательных этапа на «Питерской» и Екатеринбургской площадках в рамках XVI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: инструменты и ресурсы реализации» и Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей».

- Как тематика форума увязывается с заявкой на ЭКСПО?

- Основной целью форума является обмен опытом и выработка новых решений, которые стимулируют городское развитие, сделают жизнь в российских городах комфортнее и безопаснее.

«ЭКСПО-2025» – это возможность Екатеринбурга не только заявить о себе на мировом уровне, но и получить значительный толчок в развитии города. Наследием ЭКСПО должен стать «умный район» города (ВИЗ), построенный по самым современным стандартам. Проведение всемирной выставки стимулирует приток инвестиций, новых технологий, новаций, которые необходимы Екатеринбургу для дальнейшего развития.

В рамках форума была презентована заявочная книга «ЭКСПО-2025», которая накануне была представлена в Париже. Надо сказать, что с момента подачи российской заявки и проведения презентации была проделана обширная работа по представлению Екатеринбурга как города-кандидата на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2025». Среди них – презентация кандидатуры Екатеринбурга в Астане на площадке Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017». Положительные отзывы, полученные от национальных комиссаров и представителей дипмиссий, участвовавших во встрече, позволяют выразить надежду на узнаваемость российской заявки.

Тема, предложенная для «ЭКСПО-2025», звучит так: «Изменяя мир: Инклюзивные инновации для наших детей и будущих поколений». Вопросы инновационного развития городов пронизывают все круглые столы форума. Инновации – это сильнейшие драйверы развития. Так, в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Екатеринбурга до 2035 года для себя мы определяем именно инновационный подход развития. Инновации в сфере здравоохранения, пожалуй, являются одними из ключевых, так как от уровня развития медицины зависят здоровье и продолжительность человеческой жизни.

Знаковым мероприятием форума стало проведение XXIV Общего Собрания Ассоциации муниципальных образований «Города Урала» - 20 лет. По итогам собрания участниками Ассоциации городов Урала и Союза российских городов было подписано соглашение о поддержке и сотрудничестве, в котором закрепляется решение оказать активное всесторонне содействие в создании условий, необходимых для успешного проведения «ЭКСПО-2025» в Екатеринбурге. Учитывая, что Екатеринбург будет представлять не только город, а всю страну, соответствующие предложения о поддержке отправлены ассоциациям «Города Поволжья», «Города Сибири и Дальнего Востока», в «Союз городов Центра и Северо-Запада России».

Участники собрания отметили, что проведение международного мероприятия такого уровня в Урало-Сибирском регионе даст новый импульс развитию экономики региона и позволит ускорить реализацию промышленных, научных и инфраструктурных проектов территории. «ЭКСПО-2025» привлечет международное внимание к России как стране-организатору, и позволит Урало-Сибирскому региону, городу Екатеринбургу приобрести статус международного центра инноваций.

- О чем в этом году пойдет речь на форуме? Что стратегия развития Екатеринбурга предлагает для повышения уровня жизни простых горожан?

- В этом году ключевыми темами Форума обозначены долгосрочное прогнозирование, стратегическое и пространственное планирование городов, поиск уникальности городов и новая индустриализация, инструменты и полномочия муниципалитетов в перспективном развитии своих территорий.

Особенностью форума «Города России 2030: перекрестки возможностей» стало проведение двух пленарных заседаний и девяти тематических секций, посвященных широкому кругу актуальных вопросов (межмуниципальное сотрудничество, зеленые инвестиции, новая индустриализация, цифровая экономика, топонимика, креативная экономика, муниципально-частное партнерство комплексное и устойчивое развитие территорий, молодежная секция), финала Конкурса городских стратегий 2017, победителями которого признаны документы городов Томска и Казани, а также XXIV Общего Собрания Ассоциации муниципальных образований «Города Урала» - 20 лет.

Это позволило расширить рамки привычного круга вопросов, которые затрагиваются в обсуждении процессов стратегического развития. Вместе с тем, такой подход предоставил уникальную возможность объединить опыт экспертов разных областей, в том числе зарубежных, для выработки эффективных подходов, инструментов, механизмов городского развития и совершенствования нормативной правой базы. Также, важную роль при проведении форума мы отводим молодежи, активно привлекая студентов, аспирантов, молодых учетных к выработке новых креативных идей, неординарных подходов в городском развитии.

Отмечу, что в стратегии развития города мы вновь ставим в приоритет стратегическую цель – обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан.

Сегодня мы выделяем необходимость совершенствования и повышения комфортности городского пространства, сбалансированного развития зон труда, отдыха и проживания горожан. Для этих целей в актуализированном Стратегическом плане Екатеринбурга добавлен новый раздел – Стратегия пространственного развития города. Так же развитие Екатеринбурга будет основываться на разработанной Институтом экономики УрО РАН Концепции перспективного развития жилых микрорайонов муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года. Концепция подразумевает разработку комплексного профиля 66 жилых микрорайонов Екатеринбурга, что позволит предпринимать целенаправленные действия для решения конкретных проблем и удовлетворения потребностей жителей каждого микрорайона.

Также в стратегии мы закладываем необходимость повышения безопасности во всех сферах жизни города, что также будет способствовать повышению комфортности проживания в Екатеринбурге.

- На форуме Екатеринбург будет скорее учить или учиться? Может, стоит что-то почерпнуть и у других городов?

- Как известно, в процессе обучения совершенствуется и учитель, и ученик.

На состоявшемся форуме нам удалось не только поделиться своим опытом стратегического развития города, но и ознакомиться с полезным опытом развития многих городов России, а также городов таких стран как Китай, Австралия, Великобритания. Большое внимание было уделено вопросам цифровой экономики и строительству «умных городов».

В рамках форума мы представили основные положения актуализированной версии Стратегического плана развития Екатеринбурга, Стратегии пространственного развития города, Концепции перспективного развития жилых микрорайонов муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года.

В качестве интересного примера стратегического развития, можно привести Стратегию пространственного развития Челябинской области в части развития моногородов. Так, прогнозируется, что численность населения моногородов области к 2035 году может снизиться на 10%. Оценка привлекательности городов Челябинской области показала, что многие моногорода обладают несравнимо низкой привлекательностью для жизни и инвестиций в сравнении с крупными городами. В связи с чем, основной идеей дальнейшего развития является реформа административно-территориального деления, которая предполагает значительное укрупнение и усиление муниципалитетов области. Если сегодня в состав Челябинской области входит 16 городских округов и 27 муниципальных районов, то к 2035 году планируется создание трех городских агломераций, и деление области
на 7 городских округов и 7 муниципальных районов. Тем самым подчеркивается перспективность и потенциал развития городских агломераций и многополярность развития Челябинской области.

Отдельно отмечу, что форум «Города России 2030» посвящен вопросам стратегического планирования и управления всех городов и регионов нашей страны, однако особая роль принадлежит Екатеринбургу, который является одним из лидеров в области стратегического развития и достижения высоких результатов развития. Город взял на себя инициативу по организации форума, а также использования и распространения его наследия на всех уровнях власти. Уверен, что результатом проведения круглых столов, станет формирование новых подходов, методов, инструментов для перспективного развития городов России.

- Здравствуйте, Андрей Александрович! Почему при Чернецком Аркадии Михайловиче деньги на метро в бюджете находились, а теперь нет? Что мы можем сделать, чтобы деньги на метро снова нашлись? От кого это зависит?

- Во-первых, давайте будем честны перед самими собой, Екатеринбург осуществлял строительство метрополитена за счет бюджетов всех уровней.

Во-вторых, для строительства второй ветки метро Екатеринбургу необходимо более 74 миллиардов рублей. Реализация столь масштабного проекта предполагает привлечение крупного инвестора, готового на длинные инвестиции, а также финансирование из федерального бюджета. Очевидно, что общеэкономическая ситуация последних лет наглядно показывает, что темпы экономического роста как городов, так и России в целом замедлились, возникли трудности в формировании доходной части бюджетов. В связи с чем, вероятно, что в ближайшее время рассчитывать на федеральные деньги нам не приходится.

Однако, Администрацией города Екатеринбурга уже подготовлен инвестиционный проект строительства второй линии метрополитена
(от станции «Металлургическая» до станции «Каменные палатки»), который был представлен общественности в рамках международной промышленной выставки «Иннопром – 2017». Проект строительства метро размещен на Инвестиционном портале Екатеринбурга.

Проведение «ЭКСПО-2025» в Екатеринбурге, несомненно, стало бы сильнейшим драйвером развития города и значительно повысило его инвестиционную привлекательность.

- Добрый день! Чиновники мэрии долгое время говорили, что город недополучает деньги в бюджет, так как основную часть налогов забирает область и Кремль. Изменилась ли ситуация в лучшую строну или нет? Если нет, то в чем дело? Если нет, то почему об этом в мэрии больше не говорят?

- Вынужден признать, что ситуация кардинально не изменилась. В связи с изменениями 131-ого Федерального закона (часть 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ) в 2014 году появилась возможность перераспределения полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Часть полномочий Екатеринбурга в сфере градостроительства, рекламы, земельных отношений была перераспределена на уровень Свердловской области.

Так, с момента (с 01.01.2016) передачи полномочий в сфере землеустройства до настоящего времени не проводились аукционы на право заключения договоров о развитии застроенной территории. При том, что с 2011 по 2015 годы в результате проведения таких аукционов бюджет города поступило порядка 648 миллионов рублей.

Существенным образом сократились и денежные поступления от продажи земли в частную собственность. В 2013 году в результате аукционов в бюджет города поступило 576 миллионов рублей, против 9 миллионов рублей в 2016 году.

По итогам 2016 года поступления в бюджет города от рекламной деятельности уменьшились на 77,4 процента в сравнении 2015 годом (2015 год – 306 576 тысяч рублей, 2016 год – 69 395 тысяч рублей).

Вопросы вымывания финансовой состоятельности местных бюджетов продолжают обсуждаться на разных уровнях. Так, в рамках конференции «Новая повестка развития российских городов», состоявшейся в сентябре 2017 года в Москве, Администрацией города Екатеринбурга были озвучены проблемы, с которыми столкнулся Екатеринбург в результате перераспределения полномочий.

На форуме «Города России 2030» на секции «Межмуниципальное сотрудничество: возможности и угрозы» также были обсуждены вопросы финансовой состоятельности и результаты перераспределения полномочий в контексте перспективного развития городов и городских агломераций.

Андрей Александрович Корюков родился 2 сентября 1962 года в Североуральске. После окончания средней школы в 1979 году он начал трудовую деятельность на Краснотурьинском производственном автотранспортном объединении автослесарем II разряда, где проработал до 26 августа 1981 года. С 1981 по 1983 год Корюков служил в Советской армии. После демобилизации он поступил в Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова, который успешно закончил в 1987 году по специальности «экономика и организация металлургической промышленности».

Дальнейший трудовой путь молодой инженер Корюков продолжил в НИИ Автоматики в должности инженера-экономиста. Затем в 1991 году он работал главным экономистом инженерно-строительного объединения «Комплекс». А с октября 1991 года по сентябрь 1997 года Андрей Александрович был ведущим экономистом финансового отдела в акционерном обществе закрытого типа «Наш дом».

С 1 сентября 1997 года Андрей Александрович работает в Администрации города Екатеринбурга. На муниципальной службе он последовательно трудился в должности заместителя председателя Комитета по экономике, затем с 5 июня 2000 года занимал пост заместителя начальника Финансово-бюджетного управления. А с 1 августа 2001 года Корюков руководил Финансово-бюджетным управлением Администрации города Екатеринбурга, которое на сегодняшний день преобразовано в Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга.

С 9 марта 2016 года назначен на должность заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам.


Главные новости