Воскресенье 4 Декабрь 2016, 21:23
На дорогах свободно
Главная страница > Новости > Авто > Колесо фортуны: в регионе стремительно набирает обороты движение «Попутчики»

Колесо фортуны: в регионе стремительно набирает обороты движение «Попутчики»

7 декабря 2009 09:33

В основе стихийно образовавшегося в сети движения лежит простой расчет: если у меня есть машина и в ней - свободное место, почему бы мне каждое утро по пути на работу не подвозить кого-нибудь за посильную плату.

Житейская логика пассажиров, вкусивших все «прелести» поездок в общественном транспорте, уставших штурмовать переполненные маршрутки в часы пик, состоит в свою очередь в том, что практически за те же деньги они вполне могут составить компанию кому-нибудь из счастливых обладателей персональных авто.

Аналитики отмечают, что основная причина, побуждающая свердловчан вливаться в ряды тех, кому по пути с работы и домой, это до сих пор сохраняющийся дефицит автомобилей в личном пользовании граждан, а также неразвитость системы общественного транспорта. Сегодня только на одном из порталов Екатеринбурга зарегистрировано более 400 водителей, предлагающих подвезти попутчиков, и более 200 потенциальных пассажиров. На сайте указано, куда, в какое время выезжает водитель или попутчик и когда возвращается обратно. В целом движение в регионе насчитывает уже порядка двух тысяч человек, при этом стремительно набирает обороты. Особенно - с наступлением холодов.

Назвать его сугубо коммерческим нельзя, в нем присутствует ярко выраженный социальный подтекст. Так, есть очень много водителей, которые готовы подвозить приятных попутчиков бесплатно, вместе коротать время в пробках веселее. Не случайно объявления в Интернете дополнены такими, к примеру, сообщениями: «в салоне не курю, слушаю рок-музыку», «люблю поговорить о политике», «расскажу анекдот» и так далее.

За короткое время движение «Попутчики», изначально возникшее в Екатеринбурге, стало популярно на пригородных и междугородных направлениях. По цене билета рейсового автобуса, а то и за половину его стоимости можно заранее договориться, например, о поездке в соседнюю Тюменскую или Челябинскую области.

При этом, как шутят попутчики, возможно, колесо удачи для движения будет набирать обороты до тех пор, пока однажды в роли пассажиров не окажутся сотрудники какого-нибудь налогового ведомства.

Мнение эксперта

Надежда Боголюбова, заместитель декана экономического факультета УрГУ, кандидат экономических наук:

«В Америке для водителей и пассажиров подобных движений на дороге выделяется даже специальная полоса. По ней могут двигаться автомобили, в которых находится не меньше двух человек. Это полоса с наименьшим количеством машин. Иными словами, даже во время пробок приоритет отдается тем, кто едет не в гордом одиночестве, а кого-то подвозит.

Создающиеся в результате пулы в конечном итоге способствуют тому, что сжигается меньше бензина и соответственно сокращается объем вредных выбросов в атмосферу. Не случайно власти США поощряют движение попутчиков. Но это страна, где общественный транспорт мало развит. Там все базируется на индивидуальных авто. Что касается России и Урала, в частности, то, конечно, нам проще, удобнее, комфортнее ехать в автомобиле, нежели «давиться» в общественном транспорте. Издержки оказываются колоссальными. Пассажирам с позиций удобства лучше заплатить чуть больше и ехать от места жительства к месту работы с комфортом.

А что касается выгоды водителей, то мало-мальскую, но лепту попутчик в его бюджет все-таки вносит. Водитель не делает крюков, едет по обычному маршруту и частично компенсирует расходы на бензин. Все с экономической точки зрения вполне объяснимо и, думаю, властями должно поощряться. Почему некоторые водители ведут себя нерационально и соглашаются подвозить кого-то бесплатно, мне, если честно, не совсем понятно. Но возможно, у них есть какие-то дополнительные стимулы для того, чтобы так поступать.

Думаю, движение получило бы еще больший размах, если бы машин в личном пользовании граждан было еще больше. Рано или поздно сработала бы логика граждан США. Как это делается там: меньше количество машин на дорогах - меньше пробок. Быстрее люди добираются. К слову, и меньше спрос на бензин - он начнет медленно, но верно дешеветь. Если это движение станет массовым, то АЗС и у нас столкнутся с некоторым сокращением спроса.

Будут ли налоговые органы отслеживать это движение? Думаю, сотрудники этого ведомства вряд ли заинтересуются «попутчиками». Ведь в данном случае доказать возмездность оказываемых услуг практически невозможно. Не уверена, что налоговики будут проводить эксперименты, договариваться и кого-то подставлять из-за смехотворных сумм.

Елена Мационг, фото Антона Буценко (Уральский рабочий)



Ключевые слова: общественный транспорт, сша, ургу

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus