Суббота 17 Ноябрь 2018, 20:23
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Авто > Люди города: Такиулла Алиев - организатор строительства первых троллейбусных линий в Свердловске

Люди города: Такиулла Алиев - организатор строительства первых троллейбусных линий в Свердловске

14 июля 2014 15:23

Официальный портал Екатеринбурга посвящает очередной выпуск рубрики «Люди города» Такиулле Алиеву - инженеру-строителю, энергетику, возглавившему сооружение первых троллейбусных линий в Свердловске.

Такиулла Абдулханович Алиев родился 14 июля 1894 года в деревне Новое Зияшево Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне территория Актанышского района Татарстана). Учился в двухклассной русско-башкирской школе, а в 1914 году окончил Казанскую учительскую школу.

В декабре 1914 года юный Такиулла был призван в армию, где его определили в запасный батальон в Уфе, однако уже осенью 1915 года он был переведен в город Бузулук. В 1916 году Алиева направили в Казанское военное училище, где по окончании обучения он получил чин прапорщика. Летом 1917 года прапорщик Алиев был направлен на Кавказский фронт, в состав 154-го Дербентского пехотного полка 1-го Кавказского корпуса. До января следующего года он находится на фронте, был произведен в подпоручики. В 1916 году окончил Казанское пехотное училище и пошел воевать против Германии. После четырех лет службы в русской армии, будучи подпоручиком, Алиев перешел в Народную армию Комитета членов Учредительного собрания, но долго в ней не задержался и в том же году вступил в Башкирское войско.

В Башкирском войске военная карьера Алиева достигла пика - он стал штабс-капитаном, командовал комендантской ротой при Башкирском правительстве, был офицером по особым поручениям при Башкирском военном совете, комендантом, адъютантом штаба Башкирского войска. Бурные события 1918-1919 годов привели к тому, что войско, участвовавшее вначале в боевых действиях против Рабоче-крестьянской Красной Армии, вскоре вошло в состав РККА. Так что свою восьмилетнюю военную службу Такиулла Алиев закончил в 1922 году красноармейцем.

В том же году Алиев оставил военную службу и поступил на электро-технический факультет Московского государственного университета. Одновременно по предложению БашЦИК он принимал активное участие в подготовке павильонов БАССР в Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. В 1923 году Такиулла получил диплом от руководства выставки «За организацию башкирских павильонов, за успешные работы по постройке башкирской усадьбы и за объяснения, являющие большое знание родного быта и сельского хозяйства».

Следующие пять лет жизни Алиева были связаны с Башкирским представительством, созданным в соответствии с соглашением центральной советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии. За это время Такиулла Алиев из профессионального военного превратился в технического специалиста и производственника. Уже в 1929 году он вернулся в Уфу в качестве заместителя председателя треста «Башэлектропромстрой». В 1930-1931 годах Алиев - заведующий отделом и член президиума Башкирского центрального совета народного хозяйства, автор проекта Уфимской центральной электростанции. А с 1931 года Такиулла Абдулханович возглавлял строительство электростанций и линий электропередачи в Урало-Поволжье, Казахстане и Белоруссии.

В 1934-1939 годах Алиев - главный инженер Марийской ГРЭС, начальник строительства Уфимской и Минской ТЭЦ, Воронежской и Карагандинской ГРЭС, Челябинской ТЭЦ. С 1939 по 1947 год он начальник участка СУГРЭС, планового отдела на строительстве ТЭЦ в Каменске-Уральском, СМУ Главуралэнергостроя, Свердловскэлектростроя.

С 1943 по 1946 год Такиулла Абдулханович руководил строительством первой на Урале троллейбусной линии в Свердловске. Работы велись в самые непростые военные годы. Первая линия связала со Свердловском микрорайон Химмаш и была запущена уже осенью 1943 года. Троллейбусы больше напоминали броневики, в них было много недоработок, например, отсутствовало освещение.

Алиев внес большой вклад в развитие энергетики и электрификации Урала. За свои достижения в области энергетики в 1952 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Такиулла Абдулханович скончался 15 июня 1957 года в Свердловске, где его имя было присвоено одной из улиц, а на доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска.




Ключевые слова: люди города, такиулла алиев, троллейбус

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Люди города: Александр Федоров - первый руководитель троллейбусного депо 21 октября 2014 15:07
История: 16 лет назад в Екатеринбурге открылись сразу две троллейбусные линии 11 августа 2014 14:46

Главные новости