Понедельник 10 Декабрь 2018, 07:17
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Авто > Тише едешь — лучше слышишь

Тише едешь — лучше слышишь

14 октября 2008 09:41

На прошлой неделе стало известно, что свердлов­ские народоизбранники планируют в ближайшее время представить к рассмотрению поправки к Административному кодексу, которые позволят дорожным инспекторам помимо написания рапорта, как это было прежде, налагать штраф за громкую музыку в автомобиле. Пока же наказание дорожных меломанов находится в ведении милиции, хотя, по большому счету, любители шумной езды предоставлены самим себе.

Подходишь вечером к любому крупному торговому центру и диву даешься, какие только песнопения не доносятся на стоянке из открытых дверей авто. Причем где и что звучит, понять довольно-таки трудно — многоголосый музыкальный винегрет смешивается в одно сплошное «бум-бум», от которого на первых этажах близлежащих зданий стекла позвякивают.

По словам главного эксперта отдела надзора за состоянием среды обитания и условий проживания управления Роспотребнадзора РФ по Свердловской области Расика Акрамова, на подобные нарушения тишины жалобы правозащитникам поступают редко. Как правило, местные жители звонят в милицию в том случае, если какая-нибудь компания прямо у них во дворе на полную катушку включает магнитолу с современной стереосистемой, хотя на часах в тот момент уже далеко за полночь. Еще чаще они «сообщают, куда следует и кому следует», когда живущие этажом выше соседи никак не могут угомониться.

Привлечь их к ответственности за нарушение порядка несложно на основании всего одного-единственного положения — после одиннадцати часов вечера даже крики за стеной можно расценивать как посягательство на тишину и покой.

— Интересно, как гаишники докажут, что несколько секунд назад в остановленной ими иномарке грохотала музыка и что она превышала допустимую норму, которую опять же нужно будет каким-то образом определять, — замечает екатеринбургский автомобилист Александр, который на одном из сайтов в пух и прах раскритиковал идею депутатов. — Да и в целом поправки, если их, конечно, примут, окажутся напрасными. Автомобилистам и без того в последнее время проходу не дают, постоянно придумывают средства, на чем бы еще эдаком их подловить, чтобы нажиться.

Но несмотря на явные шероховатости готовящихся норм, Расик Акрамов уверен — владельцев авто все же стоит взять в ежовые рукавицы. Хотя бы потому, что недавнее исследование канадских ученых показало, что прослушивание громкой музыки на двадцать процентов затрудняет выполнение человеком физических и умственных действий. При этом заметно притупляются внимание и сосредоточенность. Ни для кого не секрет, что читать книгу в тишине намного легче, чем, скажем, в маршрутке, где без конца дребезжит радиоприемник. Точно так же происходит и с автомобилистами — в большинстве случаев человек полностью отдается ритму и уже не воспринимает ни звука тормозов, ни свистка инспектора.

Как правило, если скорость музыкальной композиции зашкаливает за шестьдесят ударов в минуту, у слушателя учащается сердцебиение и повышается кровяное давление. В таком возбужденном состоянии он будет невольно, в такт песне, постукивать по рулю, а не следить за происходящим на дороге. Поэтому-то, как утверждают западные специалисты, вероятность того, что водитель промчится на красный сигнал светофора, увеличивается вдвое.

С другой стороны, пассивные слушатели «трансляций» из авто также подвержены эмоциональному воздействию на их психику. Конечно, если у прохожего отличное настроение, давящее гудение динамиков вряд ли выведет его из себя. Он, скорее, напоет услышанную мелодию под нос, чем окинет водителя хищным взглядом. Тот же, над кем нависли серые тучи — и с женой у него проблемы, и начальник третий день угрожает увольнением, — обязательно будет укорять автомобилиста за причиненную головную боль. Это раздражение во многом сродни тому чувству, которое пассажиры общественного транспорта, придавленные толпой к окну, испытывают в час пик. Только там притесняют в прямом смысле.

— Звуковой стресс, впрочем, как и другие формы напряженного состояния, — объясняет екатеринбургский психолог Юрий Молчанов, — может вызвать у человека раздражение по поводу и без, снизить иммунитет и общий тонус организма в целом. И нельзя забывать, что прослушивание слишком громкой музыки вредно как для психического здоровья, так и для слуха, поскольку может в конечном счете привести к развитию глухоты даже у молодых людей.

По мнению первого заместителя министра природных ресурсов Свердловской области Галины Пахальчак, помимо автомобильных меломанов причиной мигрени может стать шум от установленных на некоторых машинах спортивных глушителей. Кстати, с этими водительскими игрушками инспекторы чуть ранее тоже начали бороться за счет введения штрафов, что не особо-то избавило город от навязчивого тарахтения. Опыт более чем показательный, и не трудно представить, чем в скором времени может обернуться введение табу на громкую музыку в салоне.

Ясно лишь, что готовящиеся поправки никак не отразятся на другой проблеме, которая напрямую связана с пристрастиями автомобилистов-меломанов. Едешь, к примеру, в маршрутном такси или частном автобусе, а водителю и невдомек, что пассажиры в отличие от него не испытывают эстетического наслаждения от прослушивания узбекских национальных песен вперемешку с шансоном. Причем если после неоднократных просьб сделать приемник потише единственное, что делает «рулевой», так это ловит волну другой радиостанции, то, как ни крути, сидящему в салоне придется терпеть либо дальше, либо сойти на ближайшей остановке.

— Этот вопрос пока никак не регулируется законами, поэтому совершенно бессмысленно куда-либо жаловаться на водителей общественного транспорта, — заключает Расик Акрамов. — Ведь ни в одном документе не прописано, что они должны учитывать музыкальные пристрастия пассажиров. И такого рода прорех, к сожалению, немало.

Кстати

В Великобритании полисмены куда жестче российских автоинспекторов относятся к незаконопослушным водителям. Помимо штрафа за громкую музыку в салоне они имеют полное право наказать владельца личного транспорта за курение и смену компакт-дисков в проигрывателе во время движения, разглядывание карты на ходу и распитие напитков. Сидя за рулем, жителям Туманного Альбиона также запрещено принимать пищу, разговаривать по телефону и… «агрессивно обращаться с пассажирами».

"Уральский рабочий"
 


Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости
К нам едет…Елка! 7 декабря 2018 13:03