Воскресенье 31 Июль 2016, 10:23
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Авто > Сохранение льготного проезда: ситуация под контролем депутатов

Сохранение льготного проезда: ситуация под контролем депутатов

26 февраля 2016 18:57

Депутат Екатеринбургской городской Думы Дмитрий Сергин принял участие в радиоэфире «Город FM 107,6», где рассказал о льготном проезде в общественном транспорте.

Ведущий: Вопрос о льготном проезде в общественном транспорте Екатеринбурга по-прежнему актуален. И самое главное даже не финансирование, деньги-то найти можно, а консенсус между муниципалитетом и регионом - это посложнее. Попробуем разобраться. В эфире радио «Город FM», у микрофона Борис Оболин, здравствуйте. Сегодня у нас в гостях депутат городской Думы Екатеринбурга, заместитель председателя комиссии по градостроительству, городскому хозяйству и землепользованию Дмитрий Сергин. Здравствуйте, Дмитрий Рифович!

Сергин Д.Р.: Здравствуйте!

Ведущий: Состоялись депутатские слушания, на которых вновь обсуждались вопросы льготного проезда в транспорте. Главный камень преткновения - как бы договориться с областью. Действительно это так?

Сергин Д.Р.: Хотелось бы начать с того, что «пожара» на сегодняшний день нет. Для наших слушателей важно, что вопрос о льготном проезде в Екатеринбурге не стоит, весь 2016 год будем жить спокойно.

Ведущий: Главное, что он распланирован финансово.

Сергин Д.Р.: Да, и пассажиры льготных категорий будут ездить на тех же условиях, какие у них были раньше. Все горожане, и депутаты городской Думы в том числе, все мы становимся заложниками ситуации, когда каждый год в преддверии утверждения бюджета возникает дилемма: будут или нет льготы в следующем году для пенсионеров, инвалидов и других льготных категорий граждан. Это в большей степени связано с областным бюджетом.

Ведущий: Так ведь вообще вопрос нельзя ставить. Что значит, нет льгот? Пенсионеры ведь не могут без льгот.

Сергин Д.Р.: Безусловно, мы должны уважать и любить наших пенсионеров, ветеранов, которые заслужили своей достойной жизнью и трудом льготный проезд. Здесь нужно разобраться в финансах: кто, кому и как платит, как эти деньги перетекают из одного бюджета в другой и поступают на счета транспортных предприятий. Каждый год этот вопрос в сентябре, а иногда уже и в летние месяцы встает довольно остро, ставится под сомнение льготный проезд на следующий год. Конечно, вопрос надо решать не на один год вперед, а системно, на среднесрочную перспективу - 3-5 лет и дальше. Здесь нужно некое соглашение между муниципалитетом и регионом о паритетном финансировании.

Ведущий: А в других регионах такое есть?

Сергин Д.Р.: Не только в других регионах, но и в других государствах есть.

Ведущий: Это в законе прописаноили по умолчанию?

Сергин Д.Р.: Мы начинали с того, что когда-то, в 2009 году, город Екатеринбург перешел на монетизацию льгот. Тогда появилась договоренность о софинансировании транспортных предприятий из бюджета Екатеринбурга и бюджета Свердловской области. На протяжении всех этих лет бюджет Екатеринбурга дотировал транспортные предприятия, бюджет области таких дотаций не направлял. Потом долго обсуждалась легитимность этого соглашения, то, что оно было принято при одном руководителе и председателе правительства, потом появился другой руководитель региона, потом третий. Вопрос перманентно в повестку дня возвращается.

Ведущий: А ведь в этом году еще и выборы.

Сергин Д.Р.: Поэтому вопрос поставили именно сейчас, пока нет серьезного ажиотажа. Наши жители, горожане ездят на льготных условиях, и пусть это продолжается долгие годы. Но вопрос нужно решать системно на годы и годы вперед, нужно чтобы у нас появился закон, или соглашение, или другой нормативный документ для того, чтобы эта отрасль финансировалась, покрывались убытки, связанные с перевозкой льготных категорий. Городская Дума первый серьезный шаг сделала в сентябре прошлого года, когда было принято решение о выплатах транспортным предприятиям, прежде всего коммерческим, дотаций за льготные категории пассажиров. Ведь эти частные предприятия, маршрутки как поступали? Они декларируют заработную плату своим сотрудникам 5-10 тысяч рублей, при этом муниципальные предприятия показывают заработную плату водителей 35 и более тысяч рублей. Соответственно, налоги у частных перевозчиков значительно ниже, чем у муниципальных предприятий. Значит - налоги не платят, зарплата в конвертах, ГСМ покупают неизвестно где и как. И Дума приняла решение, что любые компенсации этим частникам будут выплачиваться не до уровня тарифа, до 23 рублей, ведь они могли потратить на перевозку 10-15 рублей, а недостающую сумму потребовать из бюджета Екатеринбурга, и выиграть это в судах. Сегодня для получения компенсации частный перевозчик обязан обосновать свои расходы: официально выплаченную заплату, официально выплаченные налоги, официальное прохождение техосмотров, официальные договоры с медиками, которые проводят предрейсовые освидетельствования, и так далее - все те расходы, которые есть у муниципальных предприятий. После этого решения количество частных предпринимателей, которые требуют из бюджета деньги, снизилось почти вдвое. Это позволило сэкономить средства и направить их на предприятия муниципальные. Это серьезная подвижка, которая произошла.

Ведущий: Это мы все сделали независимо от региона.

Сергин Д.Р.: Да. Посмотрите, вот приводились примеры на депутатских слушаниях, что практически в любой стране мира транспорт является дотационной отраслью. Только 30% денежных средств, которые поступают транспортному предприятию, это оплата за проезд. А 70% - это бюджетная дотация. У нас ситуация совсем иная, при том что по сравнению с европейскими странами наши билеты дешевле.

Ведущий: Можно провести сравнение с другими регионами, у нас дороже, чем в Тюмени или Челябинске.

Сергин Д.Р.: Тариф утверждается исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации. Это не город Екатеринбург делает, это Региональная энергетическая комиссия Свердловской области утверждает на основании представленных документов: размеров зарплаты водителей и кондукторов, стоимости запчастей, размеров налогов, стоимости ГСМ и электроэнергии. На основании этого делается расчет, утверждается тариф. Нельзя вслепую сравнивать тарифы Екатеринбурга, Челябинска, Перми: у нас заработная плата в Екатеринбурге и регионе выше не только по сравнению с соседними городами, она одна из самых высоких в стране, это накладывает свой отпечаток, в том числе и на тарифы. Это обсуждалось на депутатских слушаниях, говорили еще об одном моменте.

Ведущий: Надеюсь, стоимость проезда пока не будет повышаться?

Сергин Д.Р.: В этом году Региональная экономическая комиссия уже утвердила 26 рублей.

Ведущий: Как долго она продержится?

Сергин Д.Р.: Экономические условия, возможно, будут заставлять предприятия выходить с обоснованием новых тарифов. Надеемся, что этот тариф продержится довольно долго, тариф 23 рубля продержался около трех лет, ждать быстрого подорожания не стоит. Здесь надо разобраться: поискать возможность компенсации и взаимных соглашений между городом и областью. То, с чего мы сегодня начинали разговор. Были впервые приведены на слушаниях достаточно любопытные цифры. Существует всего 44 категории льготников, это известно, просто повторяю. Из них 31 категория - федеральные льготники, 11 - это областные и две - городские, в том числе пенсионеры по возрасту без званий ветеранов труда, тружеников тыла и других. Если взять соотношение городских льготников с одной стороны и областных и федеральных с другой, это будет примерно 50 на 50. Городские льготники ездят немного чаще, за месяц в среднем 47 поездок, федеральные и областные - 39 раз. Областные льготники получают 400, а сейчас 420 рублей в качестве компенсации, затраты на поездки составляют 900 рублей, то есть около 500 рублей - это сумма, которую Екатеринбург должен выискивать из бюджетных средств для покрытия убытков по перевозке. Почему это происходит? В 2009 году наши льготники стали получать монетизацию. Часть этой льготой пользуется, другие - нет. Соответственно, какая-то часть наших льготников-горожан направила эти деньги на другие цели: купили подарки внукам, лекарства. Имеют на это право, но эти деньги не дошли до транспортных предприятий, как изначально предполагалось. На слушаниях прозвучало предложение, что льготы должны стать адресными, как, например, сейчас это происходит в системе ЖКХ, где дотация регулируется в зависимости от размеров квартиры. Нужно и транспортную льготу платить по факту перевозки.

Ведущий: Здесь электронная карта поможет зафиксировать количество поездок.

Сергин Д.Р.: Это пока в стадии обсуждения. Конечно, будут недовольны те, кто не ездит, а дотацию получает. Первый вариант: либо мы ущемляем тех льготников, которые не ездят на транспорте и их деньги перенаправляем в транспортные предприятия. Второй: мы эти деньги находим в бюджетах, но на паритетных началах бюджетов муниципалитета и области. Сейчас область считает, что отдав 400 рублей, она свои обязательства перед льготником выполнила. К сожалению, это не так, ведь перевозка, как я уже говорил, стоит 900 рублей, и 500 рублей нужно где-то найти. Эта проблема будет стоять достаточно долго и ее нужно решить системно на годы и годы вперед.

Ведущий: С кем сложнее договориться: с населением или с областью?

Сергин Д.Р.: Мне кажется, что нельзя ущемлять все категории льготников, и тех, кто ездит, и тех, кто не ездит. Лучше искать возможность найти эти деньги из бюджета, чтобы не банкротить транспортные предприятия.

Ведущий: Когда же будут ближайшие мероприятия по этому вопросу, и можно ли спрогнозировать сроки окончательного решения?

Сергин Д.Р.: Пока острой проблемы нет. Она будет возникать не в этом году, а в последующие. Необходимо системное решение, в июне-июле, когда начнутся бюджетные процессы, будет формироваться бюджет на 2017 год. И как заверил Евгений Ефимович Липович, заместитель главы Администрации города по транспортным вопросам, в рамках этих согласительных процедур будет ставиться вопрос о необходимости системного решения этой проблемы, чтобы мы ежегодно не нервировали наших горожан льготных категорий, чтобы они были уверены, что льготы были, есть и будут.

Ведущий: Будет ли обращение к области? В устном, письменном виде.

Сергин Д.Р.: Появится от имени Администрации. Когда это появится, депутаты тоже смогут подключиться к этому процессу.

Ведущий: Хорошо, когда будут новости, обязательно снова ждем Вас в нашей студии. Спасибо большое, напоминаем, что гостем сегодня был депутат городской Думы Екатеринбурга, заместитель председателя комиссии по градостроительству, городскому хозяйству и землепользованию Дмитрий Сергин.

Сергин Д.Р.: Спасибо, до свидания!

Текст подготовил Денис Сухоруков (телефон +7 (343) 354-55-09), фото Антона Буценко



Ключевые слова: дмитрий сергин, екатеринбургская городская дума, общественный транспорт

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Какой вид транспорта самый популярный в Екатеринбурге? 11 марта 2016 11:28

Главные новости

Система Orphus