Воскресенье 22 Октябрь 2017, 09:41
На дорогах свободно
Главная страница > Новости > Образование > Говорите не по-русски

Говорите не по-русски

14 октября 2008 17:49

Начало учебного года. Самое время подумать об экзаменах. Нет-нет, с ориентацией во времени у меня все в порядке. Просто итоговые задания по некоторым предметам настолько сложны, что начинать подготовку к ним нужно уже сейчас.

Опыт показал, что одним из самых трудных оказался единый государственный экзамен по иностранному языку. Во-первых, это организационно сложная проверка знаний, в которой задействована техника, а с ней не все преподаватели научились обращаться. Между прочим, неправильное расположение микрофона или непрофессиональная настройка аппаратуры грозит выпускнику потерей драгоценных баллов.

Во-вторых, экзамен многоступенчатый, проверяющий все четыре вида речевой деятельности. Как выяснилось, немалая часть педагогов и учеников к такой процедуре не готовы. Для молодежи утомительна столь долгая и детальная проверка. А некоторые учителя показали свою несостоятельность в качестве собеседника-экзаменатора: естественно, как же не поправить чадушку, если тот ошибся, или не задать наводящий вопрос, подсказать что-нибудь.

В итоге специалисты пришли к выводу о необходимости дополнительной учебы для преподавателей по программе повышения квалификации, которая заканчивалась бы вручением сертификатов, дающих учителю право принимать ЕГЭ по иностранному языку.

Один-ноль не в нашу пользу

— Наша область оказалась недостаточно подготовленной к проведению подобного эксперимента, — подтверждает вышесказанное Светлана Скараева, заместитель председателя предметной подкомиссии ЕГЭ по английскому языку в Свердловской области. — Это выразилось, например, в проблемах технического характера: иногда запись разговора вообще отсутствовала или была очень некачественной (особенно на репетиционном экзамене, который проводился в апреле). Организаторы и экзаменаторы часто «забывали» выполнять инструкции. Учащиеся не всегда были знакомы с процедурой и требованиями экзамена. Сами понимаете, что при столь серьезном психологическом испытании, как ЕГЭ, это лишние сложности для школьника.

Как говорит Светлана Скараева, по результатам репетиционного экзамена в учебных заведениях, где обнаружилось больше всего нарушений, была проведена большая работа по устранению недочетов. Сейчас учителя школ города и области проходят подготовку и переподготовку на различных семинарах и курсах.

В целом результаты экзамена в Свердловской области сравнимы с общероссийскими: примерно 60 процентов учеников выполнили задания на более или менее твердую «четверку».

Наиболее легко выпускникам далось последнее задание — «говорение». Видимо, поболтать школьники любят не только на родном языке. Наименее успешно ребята справились с заданиями по лексике и грамматике. Специалисты утверждают, что ребята показали недостаточные умения, требующиеся для выполнения заданий высокого уровня в чтении и аудировании (извлечение точной информации и интерпретация текста). Слабым звеном оказались также надпредметные умения: формулировка проблемы в начале письменного рассуждения, развернутая аргументация, соблюдение заданного объема. В некоторых случаях сказывался дефицит общекультурных знаний.

Среди положительных оценок разброс следующий: «отлично» получили 9,4 процента сдававших, «хорошо» — 49,2 процента, «удовлетворительно» — 34,1 процента. Кстати, почти все спорные моменты с несколькими вариантами допустимых ответов были разрешены в пользу учеников. Так что специалисты советуют заранее настраивать выпускников подавать апелляции, чтобы отстаивать свое право на заслуженную оценку. И заранее же тщательно готовиться к самому итоговому испытанию по иностранному языку.

Погрызем гранит

Если школьникам из лингвистических учебных заведений не составляет особого труда получить необходимые навыки, то ребятам из обычных общеобразовательных школ, особенно из области, пожелавшим выбрать иностранный язык в качестве единого госэкзамена, придется просидеть не одну бессонную ночь над книгами.

— О проблемах подготовки к экзамену говорят сами результаты: 7,3 процента сдавших на «двойки» — это цифра, над которой стоит задуматься, — подводит итоги Марина Жигулина, заведующая центром мониторинга и оценки качества образования Института развития регионального образования Свердловской области. — И это при том, что ЕГЭ по иностранному языку — экзамен на выбор, его идут сдавать, как правило, те, кому предмет пригодится при поступлении в вуз, для будущей профессии.

Учителя школ считают, что для достойной подготовки к испытанию первостепенное значение имеет выбор учебника. Вузовские педагоги отмечают, что не на последнем месте психологический настрой на успех.

— Конечно, — добавляет старший преподаватель кафедры иностранных языков УрГПУ Светлана Скараева, — если ребенок не занимался языком серьезно, то на будущем экзамене можно только пожелать ему удачи. Если же подготовка шла на должном уровне, то «переориентировать» знания именно под формат ЕГЭ помогут, например, долгосрочные или краткосрочные подготовительные курсы при Институте иностранных языков УрГПУ или другого вуза.

В общеобразовательных школах города в выпускных классах обучение иностранному языку проводится в формате ЕГЭ.

Между прочим, лингвистические центры и репетиторские конторы уже серьезно озадачились составлением специальных программ подготовки школьников к итоговому экзамену по иностранным языкам. Кроме того, специалисты предупреждают, что нужно осмотрительнее относиться к выбору способа подготовки ребенка, особенно если речь идет о репетиторе по объявлению.

Инициатива наказуема

Взгляд изнутри всегда достовернее и точнее освещает проблему. За комментарием мы обратились к школьному учителю — человеку, который является связующей ниточкой между организаторами процедуры принятия экзамена и самими сдающими. Вероятно поэтому у учителя есть право на двойное волнение. Вот что говорит по этому поводу Светлана Мокина, заместитель директора по иностранным языкам гимназии № 99:

— Поскольку наша гимназия три года являлась экспериментальной площадкой, на которой использовались современные методические комплексы формата тех заданий, которые были на ЕГЭ, то особых сложностей в подготовке мы не испытывали. Хотя, с другой стороны, конечно, ребята подверглись психологическим прессингам. И, к сожалению, не все выдержали моральное напряжение. Так, одна из медалисток побоялась испортить себе аттестат и отказалась сдавать экзамен по иностранному языку.

Вас как педагога удовлетворили оценки подопечных?

Если честно, то не совсем. Хотя я очень горжусь, что единственный школьник в области, набравший 97 баллов, — мой ученик. К слову, сто баллов в этом году не получил ни один выпускник в России. В нашей гимназии экзамен сдавали 36 человек, пятеро получили «отлично», «тройки» только у четырех ребят. Я думаю, что при определенном настрое могли бы сдать и лучше. Потому что по результатам заметно, что те, кто посещал дополнительные занятия, набрали больше баллов, чем те, кто ограничивал себя обязательными уроками.

Были ли непредвиденные трудности на самом едином госэкзамене?

Задания требуют очень скрупулезного прочтения, а ответы — исключительной точности, никакого вольнодумства, самовыражения или проявления личной инициативы. Например, моя ученица в письменном задании, где требовался ответ размером в сто слов, написала двести. Вроде бы не плохо, что перевыполнила норму, но оценка из-за этого была снижена.

Хотела, как лучше, а получилось…

Именно так. Еще один мальчик не справился с волнением, дал волю эмоциям и написал письмо, используя «слишком» разговорную речь. Несмотря на то, что я предупреждала ребят: «Не нужно самодеятельности, свое творчество обязательно проявите, но в другое время», все равно у некоторых были срывы.

Многие преподаватели высказывают мнение, что критерии оценки знаний на ЕГЭ были чересчур высоки: аналогов некоторых вопросов не было даже на экзамене по родному, русскому языку. Как вы оцениваете степень сложности заданий и как школьники отреагировали, увидев вариант итоговой работы?

Я не считаю, что вопросы были очень сложные. И многие ребята, когда отписались, успокоились, сказали — «вообще ерунда». Наибольшие трудности вызвало аудирование — прослушивание текстов разных стилей (тот отличник, про которого я говорила, потерял три балла именно на этом задании). Строить ответы нужно было, исходя из позиции носителя языка, и удалось это немногим.

Светлана Владимировна, вы за ЕГЭ по иностранному языку или привычный экзамен по билетам?

Для меня форма ЕГЭ, как срез знаний, интереснее, азартнее. Нужно правильно подготовиться, настроиться, собраться… К тому же всегда любопытно, когда твою работу оценивают со стороны.

"Уральский рабочий"

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus