Воскресенье 18 Ноябрь 2018, 21:39
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Образование > Допобразование: центр «Семья и школа» 27 лет работает на благо горожан

Допобразование: центр «Семья и школа» 27 лет работает на благо горожан

3 мая 2018 13:06

Официальный портал Екатеринбурга начинает новую рубрику, посвященную презентации муниципальных учреждений дополнительного образования Екатеринбурга.

Первым героем проекта стало муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «Семья и школа» Верх-Исетского района столицы Урала.

Центр возник в 1991 году по инициативе Управления образования Верх-Исетского района Екатеринбурга. По задумке своих создателей центр обеспечивает психолого-педагогической помощью детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации, а также их родителей и педагогов, работающих с ними.

Имея договорную основу взаимодействия с администрацией ДОУ и МОУ СОШ Верх-Исетского района, педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги центра включались в образовательный процесс и на площадках этих образовательных учреждений осуществляли работу по адаптации детей к образовательному процессу и жизни в обществе, развитию их творческого и интеллектуального потенциала, оказанию психологической поддержки в решении индивидуальных и семейных проблем, повышению качества воспитательной компетентности родителей и педагогов, профессиональному самоопределению подростков.

В 2000 году благодаря актуальности решаемых коллективом центра задач и растущей востребованности данной категории услуг у горожан произошло переименование учреждения. В то время он получил статус муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центра психолого-медико-социального сопровождения. Опираясь на статистические отчеты того периода, можно констатировать, что ежегодно высокопрофессиональную помощь специалистов центра получали до 14 тысяч 500 граждан, из них 9 тысяч 700 детей дошкольного и школьного возраста, 3 тысячи 500 родителей, 1 тысяча 300 педагогов.

Помимо просветительской, профилактической, коррекционной, развивающей работы, которая проводилась со всеми участниками образовательных отношений, важное значение имела научно-исследовательская деятельность специалистов центра. Среди ключевых исследовательских проектов были скрининговые психодиагностические обследования учащихся начальной школы в сфере учебной мотивации и школьной адаптации, социологические исследования подростковой конфликтности и рискованного поведения.

Трудно переоценить обширный опыт деятельности ПМПК центра, которая получила в те годы статус областной. Для получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута ребенка в центр обращались не только граждане, проживающие в Верх-Исетском районе, но семьи из многочисленных городов и населенных пунктов Свердловской области.

Именно в эти годы, на основе разностороннего опыта специалистов, формировались теоретико-методологический ресурс, диагностический инструментарий и новаторские принципы практикоориентированных образовательных программ.

В 2006 году в связи с глобальными процессами, происходившими в российской системе образования, центр «Семья и школа» получил статус учреждения дополнительного образования, сохранив при этом лучшие традиции и разносторонний опыт сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке.

На новом витке своего развития педагогическим коллективом центра в сотрудничестве с научными работниками ведущих ВУЗов Екатеринбурга была разработана прогрессивная концепция деятельности в сфере дополнительного образования в рамках непрерывного общего образования. Основополагающие идеи концепции нашли свое воплощение в построении целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на создание условий для максимальной самореализации и социальной адаптации школьников в контексте образовательного пространства, диапазон которого обозначился четырьмя основными направлениями: социально-педагогическим, культурологическим, художественно-эстетическим, физкультурно-спортивным. В состав коллектива центра органично вошли педагоги дополнительного образования.

Одновременно с расширением образовательного пространства практика сопровождения обогатилась методами и технологиями системного подхода, внедренного в деятельность центра и успешно апробированного в начале 2000-х годов.

Таким образом, адаптировав структурно-методологические новации, образовательная практика центра «Семья и школа» дала свой ответ на возрастающее разнообразие учеников, по сути, одними из первых в Екатеринбурге приступив к применению инклюзивной модели.

Традиционно целевой аудиторией центра (наряду с несовершеннолетними и их законными представителями, обращающимися за помощью в связи с эпизодическими трудностями учебного, поведенческого и семейного характера) являлись дети и подростки, развитию и социальной адаптации которых препятствовали отягощающие факторы: задержка психического развития и нарушения в эмоционально-волевой сфере, наличие неврологических и психиатрических диагнозов, включая расстройства аутистического спектра, речевые нарушения различной тяжести. Благодаря кадровому ресурсу образовательного учреждения, центр усовершенствовал практику высоко востребованной екатеринбуржцами специализированной помощи по сопровождению детей особых категорий.

В последние годы контингент детей с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждений Верх-Исетского района, получающих психолого-педагогическую и коррекционно-логопедическую поддержку специалистов «Семья и школа», возрастает: если в 2014-2015 учебном году специализированную помощь получили 480 учеников, то в 2015-2016 учебном году — 592 школьника 17-ти образовательных учреждений района. Статистические данные текущего учебного года демонстрируют динамику к увеличению данных показателей. Центр «Семья и школа» продолжает комплектовать и сопровождать специальные (коррекционные) классы VII вида, является организатором психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

В настоящее время в состав коллектива центра входят педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды со специализацией по олигофренопедагогике, дефектолог, методисты, педагоги-психологи (в том числе обладающие ученой степенью кандидатов наук в области психологии и культурологии), социальные педагоги. 90 % специалистов имеют высшую и первую квалификационные категории. Многие представители педагогического коллектива награждены грамотами Министерства образования и науки РФ, грамотами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Слаженная творческая работа коллектива опирается на принцип взаимодополняющего сотрудничества. Структурные возможности дополнительного образования позволяют специалистам незамедлительно оказать консультативную помощь обратившейся семье, каждому участнику образовательных отношений, оперативно наметить индивидуальный план сопровождения ребенка и приступить к занятиям в соответствии с планом индивидуальной инклюзивной модели.

В центре, поменявшем свою дислокацию и располагающемуся в настоящее время в отдельном здании на улице Феофанова, 10, реализуются групповые детские образовательные программы, работают творческие студии, активную созидательную деятельность осуществляет районный Совет старшеклассников, в комфортном для посетителей режиме проходят консультации дефектолога, психологов и логопедов.

Центр не только продолжает традиции сотрудничества со всеми образовательными организациями Верх-Исетского района Екатеринбурга, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями, но и расширяет свою аудиторию посредством образовательных и консультативных услуг, востребованных новой категорией потребителей в области дополнительного образования — «молодыми взрослыми», осознанно выстраивающими свою жизненную стратегию в профессиональной и межличностной сфере посредством коучинга.

За годы работы центр создал качественное образовательное пространство, привлекательное для горожан, укрепил традиции инклюзии и уважение к различиям в потребностях каждого обратившегося за помощью ребенка и взрослого. Признание высокого профессионализма со стороны коллег, положительная репутация коллектива центра «Семья и школа» крепнут новыми достижениями, притягивая молодых специалистов с прогрессивными взглядами и новаторскими идеями.

Текст и фото предоставлены Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга




Ключевые слова: презентация учреждений дополнительного образования

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Дом детского творчества Октябрьского района ведет активную фестивально-конкурсную жизнь 4 октября 2018 12:05
Центр «Лик»: любое увлечение ребенка найдет отражение в учреждении допобразования 20 сентября 2018 15:44
Центр «Галактика»: в Орджоникидзевском районе подрастают маленькие звездочки 23 августа 2018 17:35
ДЮСШ Ленинского района – кладезь юных и будущих профессиональных спортсменов 9 августа 2018 16:15
Городской детский экологический центр – природоохранная «звезда» Екатеринбурга 26 июля 2018 19:05
Дворец «Химмашевец» воспитывает более 3 тысяч ребят Чкаловского района 12 июля 2018 11:42
Дом детства и юношества: 70 лет на благо юных жителей Кировского района 31 мая 2018 18:01
Центр детского творчества Железнодорожного района растит около 3 тысяч ребят 17 мая 2018 12:40

Главные новости