Суббота 10 Декабрь 2016, 13:56
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Культура > Храмы и оперы - в красках

Храмы и оперы - в красках

21 августа 2008 10:46

Выставка Николая Ситникова в Храме на Крови встречает запечатленными на холстах старинными православными храмами. Художник писал их в разное время суток, и навсегда оставшиеся в его красках, они поражают мощью и красотой, нетленной, неподвластной урагану времени. …Вот солнечный луч упал на стену древнего кремля, рассыпался по ней мириадами цветных кристалликов, и она засияла («У стен Ростовского Кремля»). А вот на фоне бездонного вечернего неба все тот же кремль пламенеет свечой. И в пасмурный день в пейзажах Ситникова храмы сверкают, как самоцветы: изумрудом поблескивают их крыши, подобно яшме рдеют их стены («Уголок в Суздале»). Работы написаны с большой экспрессией. В них чувствуется благоговейный восторг художника перед цитаделями веры. Помимо пейзажей на выставке можно увидеть эскизы декораций классических русских опер: «Псковитянки», «Снегурочки», «Града Китежа», «Хованщины». Художник удивительно точно передает настроение каждой сцены спектакля. Например, в трех эскизах к «Псковитянке». Действие оперы Римского-Корсакова разворачивается в 1570 году — в момент похода Ивана Грозного на Новгород и Псков. В эскизах прочувствованы и отражены очень разные музыкальные темы и сюжетные коллизии — и девическая мечтательность героини, и тревога псковитян за судьбу родного города, впавшего в царскую немилость, и драматизм обстановки в княжеских палатах, где принимают царя, раздраженного, подозрительного, не доверяющего своим поданным. У каждой из трех декораций свой колорит, теплый или холодный. Лишь фактурный декоративный рисунок на переднем плане остается неизменным. Выразительны и эскизы к другой опере — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эта легендарная история, воплощенная в музыке все того же великого композитора Римского-Корсакова, рассказывает, как древнерусский город скрылся под водой от нашествия врагов. В одной из сцен оперы — «Сеча на Керженце» — художник всего двумя «сильными» красками (плотной синей и красной) добивается необычайной напряженности, динамичности, изображая столкновение двух враждующих войск, их неудержимость и неистовство. Выставка убеждает — величественные и великолепные образы прошлого, воссозданные Николаем Ситниковым, не ушли с течением лет в прошлое. Они и сегодня волнуют, очаровывают, заставляют ощутить непрерывающуюся связь времен.

Овации декорациям

Художник Сергей Насташенко: — Прошло тридцать лет с тех пор, как я закончил театральное отделение Свердловского художественного училища. Признаюсь, на вернисаж своего Учителя шел с некоторой опаской. Я не знал, как сейчас восприму то, что в студенческие годы поразило меня. К великому моему счастью, я вновь увидел блистательную живопись. Экспозиция показывает, как Николай Васильевич использовал натурные работы при создании своих удивительных декораций, которые зал встречал овациями. Это виртуозное владение материалом, высокая художественность, умение придумать и создать грандиозный образ целого спектакля.

Из досье

«Правнукам Сезанна» от «внука» Николай Васильевич Ситников (1910—1993) окончил в Ленинграде Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, работал в театрах Уфы (1938—1944 гг.) и Свердловска (с 1944 г.). В течение 35 лет был главным художником Свердловского театра оперы и балета. В его оформлении шли на сцене «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Царская невеста», «Борис Годунов», «Риголетто»… Преподавал в Свердловском художественном училище с 1974-го по 1978-й, обучал секретам мастерства студентов первого набора и выпуска театрального отделения. «Вы — правнуки Сезанна», — не раз повторял своим ученикам Ситников, в свою очередь, обучавшийся азам творчества у знаменитого художника Александра Осьмеркина, для которого Сезанн был кумиром. Николай Васильевич верил в великую силу преемственности в искусстве и передавал свою веру воспитанникам.

По материалам газеты "Вечерний Екатеринбург"

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus