Среда 24 Май 2017, 01:51
На дорогах свободно
Главная страница > Новости > Общество > Прокурорской «вседозволенности» приходит конец

Прокурорской «вседозволенности» приходит конец

1 сентября 2009 11:06

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка предложил внести в законодательство поправки, которые ограничат количество проверок органов местного самоуправления. Закрытое исследование установило: сами прокуроры усердствуют с проверками, за год их количество выросло на 50%, 220 глав муниципалитетов стали фигурантами дел. Поправки уже готовы, муниципалитеты нужно уравнять с малым бизнесом, говорят в Государственной Думе РФ. Об этом пишет Газета.Ru.

«Необходимо, на мой взгляд, внести в закон об общих принципах организации местного самоуправления поправки, которые позволили бы оградить органы местного самоуправления, муниципальные власти от чрезмерных проверок контрольных органов»,- заявил в понедельник Юрий Чайка на встрече с премьером Владимиром Путиным.

Генпрокурор отметил, что количество проверок муниципальных властей возросло в разы после того, как малый бизнес законодательно был от этих проверок освобожден. Чайка сообщил, что после вступления в силу закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей количество проверок малого бизнеса снизилось в несколько раз: «Только за три месяца мы отказали в проведении 16 тысяч таких проверок». Но «появились другие крайности»: «Надзорные органы - Ростехнадзор, Роспотребнадзор - повернулись в другую сторону и стали активнее проверять органы местного самоуправления». Генпрокурор привел в пример Красноярский край, Ленинградскую и Воронежскую области. Как сообщил Чайка, за пять месяцев 2009 года чиновниками было проведено более 20 тысяч проверок органов местного самоуправления и муниципальных образований.

Часть поправок уже готовы, некоторые предложения уже представлены на совещании в Минрегионе 20 мая, рассказал депутат Госдумы, глава Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Вячеслав Тимченко. Главная идея ВСМС: порядок проверок органов местного самоуправления должен быть аналогичен проверкам малого бизнеса, сказал депутат.

Эксперты и депутаты, однако, считают, что угрозой для муниципалитетов является сама прокуратура.

В распоряжении Газеты.Ru есть исследование, проведенное во втором полугодии 2008 - первом квартале 2009 года по инициативе ВСМС. Доклад «Практика взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры» писался в сотрудничестве с комиссией Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике и фондом «Петербургская политика».

Доклад летом предоставлялся для ознакомления в Генпрокуратуру, где обещали отреагировать, сообщили собеседник Газеты.Ru в Общественной палате и депутат Госдумы.

В ходе исследования было проведено анкетирование 1476 муниципальных образований, которым задавалось по 25 вопросов, среди которых: сколько проверок проводилось в 2006-2007 годах, какое количество запросов поступило в адрес муниципалитетов и каково было их содержание, сколько сотрудников МСУ занимались подготовкой ответов и сколько времени на это уходит.

В документе приводятся данные: в 2006 году в органы МСУ Барнаула поступило более 570 запросов, в 2007 году - более 720. Проверки за это время проводились 250 раз. В Серпухове Московской области примерно такая же прогрессия: в 2006 году в муниципалитеты поступило 157 запросов, в 2007 году - уже 243.

Владимир Путин 30 апреля на совещании по развитию местного самоуправления в Астрахани согласился, что количество проверок органов местного самоуправления доходит до пятисот в год, ссылается на премьера Тимченко.

На подготовку ответов на запросы и участие в проведение проверки уходит нередко половина рабочего времени, и иногда этим занимаются до 90% сотрудников.

Большая часть участников исследования ответили, что в подготовке ответов на запросы и обращения органов прокуратуры участвуют почти все муниципальные служащие аппаратов соответствующих органов самоуправления, при этом данная работа является основной в среднем для 3-4 сотрудников муниципалитета. На это уходит в среднем четыре часа рабочего времени ежедневно. В городских округах и крупных городских поселениях ответы на обращения из прокуратуры готовят в среднем от 15 до 25 человек, на подготовку одного ответа затрачивается от получаса до 4 часов, а в сложных случаях уходит до 24 часов и больше.

Наиболее часто прокуроры в своих запросах и проверках интересуются бюджетным процессом, расходованием средств, экономической деятельностью муниципалитетов, в том числе землепользованием и поставками товаров, а также вопросами безопасности и правоохранительной деятельности.

Авторы исследования отмечают, что деятельность прокуратуры во многом перекликается с деятельностью других надзорных органов - пожарной охраны, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб - и служит для усиления последней. Фактически органы МСУ проверяются по тем же основаниям дважды.

Кроме того, многие муниципалитеты сообщили, что прокуратура использует инструмент запроса в органы местного самоуправления для получения разного рода информации, не связанной с решением вопросов местного значения или исполнением муниципалитетами отдельных государственных полномочий. Так, прокуроры регулярно требуют предоставить информацию о гражданах, проживающих на территории муниципального образования, дать на них персональные характеристики, сообщить об их регистрации и другие вопросы. Также органы прокуратуры запрашивают личные дела муниципальных служащих, личные дела работников предприятий, данные на предпринимателей.

После создания Следственного комитета у прокуроров стало меньше функций, а времени появилось больше, а «муниципальные органы - те органы, которые можно «бить», говорит директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. При этом качество доказательств хромает, да и у сотрудников МСУ не всегда хватает квалификации грамотно ответить на запросы, добавил эксперт, хотя уровень правовой грамотности все же у муниципалитетов выше, чем у прокуроров. «Сейчас важно дать сигнал, что муниципалитеты не «мальчики для битья», теперь есть статистика, в которой видно, что запросы прокуратуры не всегда мотивированы и обоснованы»,- заключил Виноградов.

По мнению главы Московского межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, прокуратура зачастую используется для того, чтобы поставить МСУ в зависимость от госвласти. «Лучше, чтобы за муниципалитетами было больше контроля со стороны гражданского общества и СМИ, когда этих методов контроля нет, используется «опричный» с участием прокуратуры»,- пояснил он Газете.Ru.



Ключевые слова: владимир путин, муниципальное образование, премьер-министр, прокуратура, прокуратура екатеринбурга, прокуратура свердловской области, юрий чайка

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus