Четверг 8 Декабрь 2016, 11:01
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Общество > Общественный транспорт в Екатеринбурге: конкуренция на «халяве»

Общественный транспорт в Екатеринбурге: конкуренция на «халяве»

10 сентября 2009 09:20

Не утихают страсти по поводу «разнокалиберности» в работе общественного транспорта в Екатеринбурге. Нервозная обстановка сохраняется уже более семи месяцев с проведенной областными властями в феврале монетизации транспортных льгот. Она попросту лишила льготников возможности пользоваться общественным транспортом: сумма компенсации оказалась столь мизерной, что ветераны и инвалиды, многодетные мамы и заслуженные участники грозных для страны событий предпочли передвигаться по городу, кто мог, пешком. Мэрия, как известно, за счет муниципальной казны пытается хоть как-то компенсировать социальные промахи. Поначалу выделила субсидии, чтобы снизить стоимость проездных документов. С сентября и вовсе ввела единый льготный проездной билет на все виды муниципального транспорта; сохраняются и льготные абонементные книжечки для разовых поездок в нем. Однако без поддержки государственного бюджета - хоть малая, но она раньше была,- довольно сложно решать вопросы транспортной инфраструктуры мегаполиса. Надо обновлять подвижной состав, ремонтировать и развивать дорожную сеть; город строится - понадобятся и новые маршруты и так далее.

Добавило проблем и мартовское постановление федерального Правительства о новых правилах перевозок пассажиров, согласно которым уравнены в правах все без исключения перевозчики, использующие транспортные средства вместимостью более 8 человек без учета водителя, то есть произошедшая фактическая ликвидация так называемых маршрутных такси. Как известно, Региональная энергетическая комиссия (РЭК) моментально отреагировала на это постановление, пригрозив карами тем бывшим «таксистам», которые установят стоимость проезда больше предельной, установленной для автобусных перевозок.

Казалось бы, для обывателя это очень даже хорошо: ехать быстро за меньшие деньги. Да вот беда: «халява» всегда имеет оборотную сторону. В данном случае мы получили двойной удар по муниципальному транспорту (РЭК как могла упиралась повышению тарифов на проезд, соответственно, муниципальные перевозчики несли потери и оттого, что льготники перестали ездить, и оттого, что частники превратились в жестких конкурентов по перевозке); но это была и подножка тем же частникам: заложив в свою производственную программу прежние 15-18 рублей за проезд, при 10-11-рублевом проезде они тоже несли (и сейчас несут) жуткие убытки, и многие из перевозчиков тоже сворачивают деятельность. Так что о добросовестной конкуренции, которую в разговорах поминают в региональных структурах, тут речи нет. Речь всего лишь о нервозном перераспределении пассажирского потока, который ударил по всей транспортной инфраструктуре города.

Эту ненормальную ситуацию может разрешить та же РЭК, если будет исходить не только из расчетов схоластической себестоимости, но действовать, исходя из того, что транспортная система мегаполиса - это единый организм, из нее нельзя вырывать отдельные ниточки - сие чревато тем, что рассыплется вся инфраструктура. Логичнее было бы исходить из того посыла, что автоперевозчики, имея договор с муниципалитетом, выполняют муниципальную функцию по перевозке граждан,- значит, и для них должен быть единый муниципальный тариф на эти перевозки. Это уже самому перевозчику перед заключением договора с мэрией решать, согласен он на такой тариф; его полное право вовсе не участвовать в конкурсе на маршрут. Причем здесь РЭК? Мне кажется вполне естественным, если бы РЭК в данном случае работала с муниципалитетом, но не с предприятиями, которые, по большому счету, мэрией наняты.

Недобросовестная конкуренция порождается и установлением демпинговых цен, и разными требованиями к исполнению закона, и отсутствием контроля его исполнения,- и весь это набор в Екатеринбурге сегодня налицо. Возьмем хоть те самые правила перевозки пассажиров, благодаря которым якобы уже нет «маршруток». Если их прочитать полностью, то мы бы должны увидеть на каждой из остановок расписание движения каждого из маршрутов - это есть? Нет. Во всех ли газелях вручают билеты установленного образца? Нет. А где же антимонопольная служба, где налоговики? Неучтенный доход, езда не по графику - элементы именно недобросовестной конкуренции.

Представляется вполне логичным, что мэрия решила строго подойти к частным перевозчикам, не исполняющим муниципальный заказ и не соблюдающим закон. И естественно, когда кому-то из частников откажут в праве оказывать эту услугу. И понятно, когда в новом конкурсе на обслуживание маршрутов победят те, у кого лучший и более вместительный подвижной состав и кто готов работать по единым для всего города правилам. Еще бы это поняли в РЭК...

Виктор Толстенко (Вечерний Екатеринбург)



Ключевые слова: администрация города екатеринбурга, рэк, транспорт

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus