Вторник 30 Май 2017, 16:10
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Общество > Трамвайному движению в Екатеринбурге исполняется 80 лет

Трамвайному движению в Екатеринбурге исполняется 80 лет

6 ноября 2009 16:14

Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление отмечает 80-летие. Первые трамваи по улицам Свердловска пошли 7 ноября 1929 года, к 22-летию Октябрьской революции.

Газета «Уральский рабочий» в 1929 году сообщала: «7 ноября утром на Цыганской площади у трамвайного парка в полукольце трамвайных вагонов состоялся митинг, посвященный открытию Свердловского трамвая. Инженер Егоров, руководивший постройкой трамвая, сообщил об основных показателях строительства... После митинга председатель горисполкома т. Бычкова разрезала красную ленту, преграждавшую путь трамваю, и один за другим под звуки духового оркестра 10 вагонов двинулись по улицам города, приветствуемые приветствиями демонстрантов...»

На всем пути следования трамваев их встречали искренним ликованием. В парадной форме стояли пионеры. Они тоже участвовали в строительстве трамвая и собрали столько металлолома, что его хватило на отливку рельсов и металлических опор для целого перегона от Куйбышева до Декабристов.

День открытия трамвайного движения считается датой рождения ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление».

С чего все начиналось

Об устройстве в Екатеринбурге электрического городского транспорта в городской Думе заговорили впервые в 1896 году. Однако революция внесла свои коррективы. В апреле 1927 года вопрос о постройке трамвая ставится на заседании новой власти - Свердловского исполкома. Реакция депутатов была неоднозначной, и все же большинством голосов принято положительное решение. В августе 1928 года утвержден окончательный проект технических условий строительства трамвая.

Весной 1929 года началась ударная стройка. Сотни рабочих, поденных и сезонных, крестьян, приехавших на заработки, начали рыть вдоль улиц котлованы. Подводы подвозили песок и щебень - рабочие устраивали основания под шпалы и рельсы. Работы велись преимущественно вручную. Основное орудие труда - лом да лопата.

Газета «Уральский рабочий» в апреле 1929 года пишет: «По плану строится первая линия Вокзал - Цыганская площадь (6692 метра двойного пути и 1405 паркового пути). Вагоны будут работать на постоянном токе. Для этого запроектирована и оборудуется специальная подстанция с двумя ртутными выпрямителями по 300 киловатт каждый в здании бывшей электростанции «Луч».

Одновременно развернулось строительство трамвайного парка. Руководство города и области подстраховывало стройку, помогали областные предприятия области и города. По воспоминаниям старожилов пионеры и комсомольцы активно включились в сбор металлолома на отливку рельс и металлических опор.

Решалась и проблема обеспечения будущего трамвая кадрами. На первое время завербовали вагоновожатых в городах, где трамвай давно был построен. Так в Свердловске появились специалисты из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, которые на специальных курсах готовили местные кадры. На курсы набирали в основном молодежь из числа строителей. Отработав по 10 часов, они по вечерам осваивали невиданные доселе профессии.

В день двенадцатой годовщины Октябрьской революции в полукольце трамвайных вагонов открылся митинг, посвященный открытию Свердловского трамвая. К открытию первой линии с Мытищинского завода прибыли 10 моторных вагонов. Украшенные флажками и портретами под звуки военного оркестра восемь новых трамваев двинулись в первый свой рейс от Цыганской площади (ныне территория Южного трамвайного депо) до железнодорожного вокзала. Первый трамвай вел начальник стройки Николай Александрович Егоров.

Протяженность первого маршрута составляла 11,6 километров, а через пять лет в городе было построено 34 километра трамвайных путей, на восьми маршрутах курсировали 93 вагона.

Великая Отечественная война

В годы войны при службе движения был организован участок грузовых перевозок. Выделенные в его распоряжение трамваи перевозили муку с мельзаводов на пекарни, развозили раненых бойцов по госпиталям, военную продукцию с заводов. Для этого было проложено около 20 тупиковых линий.

На территории вагоноремонтных мастерских трамвайного депо разместился эвакуированный из Москвы механический завод №2, который наладил производство гильз для противотанковых снарядов. Около 500 своих товарищей проводили на фронт трамвайщики. Мужчин заменили женщины и подростки.

В октябре 1942 года на южной окраине города вступил в строй эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Расстояние до центра - более 10 километров. Транспорта - никакого. На основании постановления Государственного комитета обороны Свердловский горсовет принял решение о строительстве троллейбусной линии. Первая очередь троллейбусной линии была пущена в рекордные сроки - за полгода. 17 октября 1943 года состоялось торжественное открытие. Протяженность первого троллейбусного маршрута составляла 9,9 километра, а потом он стал расти - от улицы Фрунзе до проспекта Ленина, потом - до Железнодорожного вокзала.

Мирное время

В послевоенные годы горэлектротранспортники восстанавливали пошатнувшееся хозяйство. Коллективы пополнились демобилизованными воинами, трамвайное и троллейбусное движение стало стремительно развиваться.

На сегодняшний день ЕМУП «ТТУ» - самое крупное предприятие Екатеринбурга, насчитывающее около 6 тысяч сотрудников. Протяженность трамвайного пути составляет 182 километра, троллейбусного - 160 километров. По улицам города ходит 29 трамвайных и 19 троллейбусных маршрутов. Ежедневно электрическим транспортом пользуются свыше полумиллиона горожан - 63 процента от общего числа городских пассажиров.

Трамвай и сегодня, как и 80 лет назад, считается общедоступным, демократичным, удобным транспортом.

По материалам газеты «Электропуть»



Фотограф: Анна Храновская. 7 ноября 1929 года в Свердловске на линию вышел первый трамвай. Фоторепортаж из Южного трамвайного депо и музея истории развития ЕМУП "ТТУ".

 
 

Ключевые слова: трамвай, тту

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus