Четверг 8 Декабрь 2016, 17:03
Движение плотное
Главная страница > Новости > Общество > «Большой Екатеринбург»: что даст объединение городов-спутников с уральской столицей?

«Большой Екатеринбург»: что даст объединение городов-спутников с уральской столицей?

16 марта 2010 17:13

Председатель Общественной палаты Екатеринбурга, директор Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, один из разработчиков Стратегического плана развития Екатеринбурга Александр Татаркин дал брифинг на тему проекта «Большой Екатеринбург».

Заявления А.И.Татаркина:

Идея создания «Большого Екатеринбурга» как большой городской агломерации возникла еще во времена СССР. Тогда речь шла об объединение на базе производственной кооперации, на базе улучшения транспортного обслуживания близлежащих к Свердловску городов и поселений.

Четкие очертания идея «Большого Екатеринбурга» приобрела во время разработки Стратегического плана развития Екатеринбурга. Во-первых, стояла задача по снижению производственной нагрузки на жителей Екатеринбурга путем выделения филиалов, цехов предприятий в близлежащие к городу территории, например, Дегтярска, Березовского, Полевского, Арамиля. Эта идея получила поддержку не только со стороны руководства Екатеринбурга, городов-спутников и близлежащих районов, но и со стороны директоров промышленных предприятий, в частности, приборостроительного завода. Филиал этого завода переехал в Арамиль.

Вторая идея была основана на необходимости улучшения транспортного и дорожного обслуживания, создания единой Екатеринбургской транспортно-логистической инфраструктуры, подтягивании грузопотоков к авиационному, железнодорожному и автомобильному сообщению.

В-третьих, был рассмотрен вопрос об миграционных возможностях Екатеринбурга и близлежащих городов. Выяснилось, что большое количество граждан, проживающих в Первоуральске, Дегтярске, Сысерти, Полевском, Верхней Пышме, ездят на работу в Екатеринбург. Поэтому было принято решение о распределении производственных и рабочих мест по территории не только Екатеринбурга, но и близлежащих территорий, в рамках областной программы занятости.

Наконец, последняя проблема, которая волновала жителей Екатеринбурга,- экологическая нагрузка. Речь не идет о сравнении по количеству выбросов ни с Нижним Тагилом, ни с каким-либо другим городом. Речь, прежде всего, идет о выбросах различных газов.

Руководители Екатеринбурга и близлежащих городов несколько раз встречались, разговаривали, обсуждали. Честно говоря, не все с восторгом приняли эту идею, терять самостоятельность, автономность никто особо не хотел. Тем не менее все понимали, что «Большой Екатеринбург» - это объективная необходимость, и ее если не сегодня, то завтра в любом случае необходимо будет решать.

Отработали целую систему мер постепенного, плавного объединения, создания агломерации самостоятельных городов в агломерацию «Большого Екатеринбурга». Идея была плодотворная. Первоначально было принято решение на уровне городских, районных представительных органов власти согласовывать все шаги в интересах населения и реализовывать их на уровне своих исполнительных органов власти. Речь шла о дорожном строительстве, о выделении мест под филиалы промышленных площадок, о согласовании занятости населения, о решении социальных вопросов и так далее.

На одном из последних совещаний возник вопрос категорического неприятия со стороны руководства Березовского создания «Большого Екатеринбурга» и последующего в стратегической перспективе объединения под единым руководством. После этого других совещаний не было, кроме эпизодических встреч, например с руководством Дегтярска, которое крайне обеспокоено сдерживанием этого процесса, Арамиля, Сысерти.

Я как представитель экономической науки убежден, что объединительные процессы в любом случае будут протекать. Они будут протекать либо согласованно и под координирующим влиянием всех заинтересованных структур, либо под давлением объективных факторов, прежде всего, со стороны населения. Для примера: кризис 2008 года показал, что большая часть работников близлежащих городов и поселений в условиях потери занятости сразу обращает свои взоры в сторону Екатеринбурга. В Екатеринбурге сразу же проявились негативные процессы, вызванные стихийной миграции незанятого населения из близлежащих территорий. Количество преступлений и правонарушений увеличилось. Количество граждан, вставших на учет в службы занятости, тоже увеличилось. Причем многие из них не являются жителями Екатеринбурга. От них же не отмахнешься. Поэтому их пришлось обеспечивать всевозможной работой.

Объединяющие процессы заставляют нас вернуться к идеи «Большого Екатеринбурга», в первую очередь, в организационном плане.

Почему руководство Екатеринбурга заостряет внимание на этой теме? Во-первых, извините, расхлебываться за все миграционные движения приходится все-таки руководству Екатеринбурга: обеспечивать рабочими местами, решать вопросы транспортного обеспечения,- все это ложится на Екатеринбург. Ставилась задача по распределению обязанностей и согласованию действий. Например, руководство Дегтярске заинтересовано в развитии транспортного сообщения с Екатеринбургом. Это одна сторона.

Другая сторона. В перспективе земельные площади у Екатеринбурга не бескрайные. Развитие строительства должно быть увязано и с Сысертским районом, и с Первоуральским районам, и с другими районами на паевых или других формах сотрудничества. Решать эти вопросы необходимо уже сейчас, хотя строить начнем может быть в 2020 году.

Кроме того, в настоящее время мировое градостроение развивается в направлении городов-спутников. Мы в составе российской правительственной делегации изучали опыт создания городов-спутников в Швеции, Японии и других странах мира. Я вам должен сказать, что это выгодное и удовлетворяющее население и городов-спутников, и столиц, решение. Например, транспорт. Расстояние между Токио и Саппоро составляет более 200 километров. Скоростная электричка в течение часа доставляет людей из центра японской столицы в центр столицы Хоккайдо. Работающих людей это устраивает. Транспортные решения принимаются с участием руководителей предприятий, на которых заняты приезжающие из других городов людей (например, часть оплачивают проездные билеты).

Что касается столицы Швеции и самого крупного города Скандинавии Стокгольма, то планируется к 2015-2020 годам довести города-спутники Стокгольма с 8 до 15. Скоростные электрички, курсирующие в интервале полчаса между Стокгольмом и городами-спутниками, решают все проблемы, которые возникают на расстоянии (50-80 километров от центра шведской столицы).

Каковы плюсы от «Большого Екатеринбурга» для близлежащих территорий?

Последнее выездное заседание Уральской торгово-промышленной палаты в Дегтярске показало, что там 40% проживающих - это люди, не имеющие работы или имеющие временные работы не более чем 2,5 дня в неделю. Конечно, для руководства Дегтярска существует большая проблема по обеспечению этих людей работой. Самое лучшее: где живешь, там и работаешь. Быстро площадку какого-либо екатеринбургского завода там не разместишь, хотя свободные площади есть. Они требуют ремонта, настройки на технологические и производственные потребности, которые возникают у крупных предприятий Екатеринбурга. Необходимо, наконец, учить людей, которые могли бы работать на конкретном производстве. Это один плюс.

Второй плюс. Есть проблемы с проведением культурных мероприятий, например, с гастролями знаменитых московских театров и творческих коллективов, в городах-спутниках по причине отсутствия необходимых площадок. Бывшие ведомственные дворцы культуры не готовы принимать спектакли. Поэтому возникает вопрос: либо возить артистов в Екатеринбург, либо создавать условия в близлежащих территориях? Город это в одиночку не потянет.

Никто вопрос о юридическом объединении городов-спутников не ставит. Эта чья-то фантазия. Речь идет о решении общих вопросов: транспорта, занятости и так далее. Какую-то часть бюджета в соответствии с той долей населения Дегтярска, Первоуральска, Березовского и так далее, которая работает в Екатеринбурге, необходимо будет вносить в развитие «Большого Екатеринбурга». Только и всего!

Представьте себе, что такое объединить бюджеты, исполнительные и представительные органы власти? Об этом никто не говорит. Это может быть очень далекая перспектива, может быть даже за пределами нашего поколения.

Наиболее ближайшая перспектива «Большого Екатеринбурга» - это объединение усилий представительных органов власти для определения приоритетов развития совместных сфер деятельности. Это транспорт, это создание и регулирование рабочих мест, это совместное решение некоторых социальных вопросов, в том числе, образования. Например, для снижения нагрузки студентов, проживающих в близлежащих территориях, нет необходимости строить дополнительные общежития. Проще решить транспортные вопросы: человек сможет, например, из Березовского ездить в классический университет и не требовать для себя места в общежитии. Это решаемый вопрос.

Чтобы получить результат от «Большого Екатеринбурга», необходимо дождаться созревания плода этой идеи. Есть уже определенное созревание, но быть может мы еще не подошли к окончательному принятию решения всеми заинтересованными в этом процессе сторонами.

Соглашение о намерении развивать «Большой Екатеринбурге есть, оно было подписано всеми сторонами несколько лет назад. Решение проблемы развития «Большого Екатеринбурга» зависит от коллективного усилия всех руководителей территорий. Большинство из них согласно с этим.

В заключение хочу сказать следующее. Мы очень долго, как говорил Бисмарк, запрягаем. Мы не менее долго обсуждаем элементарные проблемы, которые нам в любом случае придется решать. Мне кажется, что мы не должны нарушать чисто российскую традицию: давайте мы будем запрягать дольше, не терять, не закапывать ту идею, которую нам в любом случае предстоит реализовать.

Фото Анны Храновской

Видео временно недоступно



Ключевые слова: александр татаркин, арамиль, березовский, большой екатеринбург, верхняя пышма, дегтярск, наука, общественная палата, первоуральск, полевской, стратегический план развития екатеринбурга, сысерть, уро ран

Комментарии: Написать?
webadmin@adm-ekburg.ru
16 марта 2010 17:13
Мнение ученого, экономиста и общественного деятеля А.И.Татаркина.... Читать новость полностью
Егор
16 марта 2010 20:00
хорошая идея, работаю в Екб, живу в Березовске если все сделают что собираються будет прекрасно
Блудливый кот
16 марта 2010 23:54
Во-первых, стояла задача по снижению производственной нагрузки на жителей Екатеринбурга путем выделения филиалов, цехов предприятий в близлежащие к городу территории, например, Дегтярска, Березовского, Полевского, Арамиля. Эта идея получила поддержку не только со стороны руководства Екатеринбурга, городов-спутников и близлежащих районов, но и со стороны директоров промышленных предприятий, в частности, приборостроительного завода. А кто сейчас мешает это делать? Вторая идея была основана на необходимости улучшения транспортного и дорожного обслуживания, создания единой Екатеринбургской транспортно-логистической инфраструктуры, подтягивании грузопотоков к авиационному, железнодорожному и автомобильному сообщению. На территории Березовского в сторону Екатеринбурга дороги ремонтируются, расширяются, расширяются. На территории Екатеринбурга-нет. Но тем не менее, логистика уже давно работает. Опять общие слова и ни какой конкретики... В-третьих, был рассмотрен вопрос об миграционных возможностях Екатеринбурга и близлежащих городов. Выяснилось, что большое количество граждан, проживающих в Первоуральске, Дегтярске, Сысерти, Полевском, Верхней Пышме, ездят на работу в Екатеринбург. Поэтому было принято решение о распределении производственных и рабочих мест по территории не только Екатеринбурга, но и близлежащих территорий, в рамках областной программы занятости. ...Для примера: кризис 2008 года показал, что большая часть работников близлежащих городов и поселений в условиях потери занятости сразу обращает свои взоры в сторону Екатеринбурга. В Екатеринбурге сразу же проявились негативные процессы, вызванные стихийной миграции незанятого населения из близлежащих территорий. Количество преступлений и правонарушений увеличилось. Количество граждан, вставших на учет в службы занятости, тоже увеличилось. Причем многие из них не являются жителями Екатеринбурга. От них же не отмахнешься. Поэтому их пришлось обеспечивать всевозможной работой. -Выяснилось?! Я живу в Березовском 10 лет и с первого дня моего проживания мне было известно, что основная часть населения ездит учится и работать в Екатеринбург. А служба занятости в Березовском существует своя и кто будет ставить на учет по безработице жителей Березовского в Екатеринбурге тоже не понятно. Есть проблемы с проведением культурных мероприятий, например, с гастролями знаменитых московских театров и творческих коллективов, в городах-спутниках по причине отсутствия необходимых площадок. Бывшие ведомственные дворцы культуры не готовы принимать спектакли. Поэтому возникает вопрос: либо возить артистов в Екатеринбург, либо создавать условия в близлежащих территориях? Город это в одиночку не потянет. - А у жителей Березовского нет проблем доехать до Екатеринбурга на гастроли знаменитых московских театров, да и ценителей такого искусства не так много, чтобы выводить на маршрут дополнительные транспортные средства. Какую-то часть бюджета в соответствии с той долей населения Дегтярска, Первоуральска, Березовского и так далее, которая работает в Екатеринбурге, необходимо будет вносить в развитие «Большого Екатеринбурга». Только и всего! - Вот с этого и нужно было начинать, все остальное вода! И при чем здесь "Большой Екатеринбург" тоже не понятно. Наиболее ближайшая перспектива «Большого Екатеринбурга» - это объединение усилий представительных органов власти для определения приоритетов развития совместных сфер деятельности. - А кто сейчас мешает администрациям договариваться между собой? Если вопрос будет взаимно интересен, составили смету, внесли на рассмотрение в учет расходов бюджета будущего периода и запускайте реализацию проекта. Например, для снижения нагрузки студентов, проживающих в близлежащих территориях, нет необходимости строить дополнительные общежития. Проще решить транспортные вопросы: человек сможет, например, из Березовского ездить в классический университет и не требовать для себя места в общежитии. Это решаемый вопрос. - Уважаемый Александр Татарикин, вы поверхностно разобрались в данном вопросе (что странно для такого количества лет его изучения) студенты из Березовского всегда ездили учится в вузы Екатеринбурга и не просили мест в общежитии по одной простой причине, что жителям близлежащих городов их не дают. - Итог: Давайте не будем запрягать не понятно что, не понятно во что?!
Александр
24 марта 2010 22:16
К слову, между Токио и Саппоро 1000км... 2 часа... на самолете
Наталья
31 марта 2010 16:21
По-моему это выгодно лишь Екатеринбургу. Те, кто сейчас живет в центре городов-спутников будут жить на окраине. Все указанные плюсы от "большого екатеринбурга" не понятны, что измениться от объединения? то, что администрация Екатеринбурга получит в собственность земли и налоги от пром.предприятий? Люди как ездили, так и будут ездить в Екатеринбург на учебу, на работу, на концерты. Что конкретно измениться, кто сейчас не дает развивать логистику, транспорт?
серж33
16 августа 2011 09:24
Я вообще непонимаю что Березовчане барагозят. В ообщем то они и сами по большому счету кричат без аргументов слова несогласия. Дело в том что местные чиновники не хотят делить и терять власть, они сейчас как маленькие царьки у себя на местах а будут никем, после присоединения. Вот и раздувают у себя псевдопатриотическую блуду а народ яки быдло, кричит, потписи собирает...ну смешно же. Что мы видим сейчас например в Березовске...да ровным счетом и ничего, ничего не делается, ни одного кинотеатра за все время, ни одного клуба, доплаты бюджетникам не делают уже давно из своего бюджета, зато праздники закатывают на славу (смешно, пир во время чумы), болото...коррупции гораздо больше, все жулье на местах друг друга знает и отмазывает "если что". До сих пор какие то "смотрящие" от воровской кагорты....просто одного они все бояться...ПОРЯДКА.
sugar
16 августа 2011 12:50
Да простит меня админ, но я верю в идею этого героинового короля!
Зубр
16 января 2013 18:39
Присоедините Североуральск мы будем только рады и экология в Е-кб сразу поднимется.
 
 

Материалы по теме

Губернатор дал официальный старт проекту «Большой Екатеринбург» 7 июня 2010 11:33
Аркадий Чернецкий: «Большой Екатеринбург» позволит привлечь в уральскую столицу дополнительные ресурсы 27 апреля 2010 17:08
Первым городом, который войдет в «Большой Екатеринбург», станет Верхняя Пышма 31 марта 2010 10:44
Евгений Порунов: проект «Большой Екатеринбург» будет взаимовыгодным для всех сторон 24 марта 2010 15:52
«Большой Екатеринбург»: от реализации проекта выиграют, прежде всего, жители городов-спутников 23 марта 2010 09:02
Брифинг на тему «Большой Екатеринбург» состоится сегодня в мэрии 16 марта 2010 11:11
Аркадий Чернецкий создал спецгруппу в рамках проекта «Большой Екатеринбург» 15 марта 2010 16:49

Главные новости

Система Orphus