Понедельник 26 Октябрь 2020, 00:21
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Общество > Школьники сами назвали самые опасные факторы приобщения к наркотикам

Школьники сами назвали самые опасные факторы приобщения к наркотикам

20 июля 2017 10:27

Социально-психологическое тестирование в школах на употребление наркотических средств породило много разговоров: начиная с того, как организовать процедуру до законности и эффективности ее вообще.

Так или иначе, это тестирование есть, и оно законно. Раннее выявление учащихся, допускающих возможность немедицинского употребления психоактивных веществ, проводится в соответствии с приказом № 658 Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014.

В Екатеринбурге в 2016 году, учитывая рекомендации областного министерства общего и профессионального образования, в социально-психологическом тестировании принимали участие только обучающиеся в возрасте от 13 до 14 лет. Нынче, наряду с этой возрастной группой, еще и 14-15-летние, которые в прошлом году не смогли принять участия в тестировании по объективным причинам (болезнь, олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования). Это 426 человек.

В том же году по запросу Департамента образования Администрации города Екатеринбурга на базе интегрированной информационной системы «АИС-Образование» был разработан специальный модуль, позволяющий проходить процедуры социально-психологического тестирования и обрабатывать его результаты в автоматическом режиме. Само же тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием психологической методики «Исходная оценка наркотизации» (команда авторов под руководством Г. В. Латышева).

Анкета включает в себя 75 вопросов/утверждений и позволяет, по мнению авторов методики, на основе полученных результатов провести анализ ситуации. Факторов, которые могут повлиять на возможность приобщения подростков к употреблению наркотиков, пять: общесоциальные (макросоциальная среда); взаимоотношения со сверстниками; «школьные» факторы; индивидуальные; семейные.

К сожалению, не все родители понимают важность анкетирования, хотя перед тестированием обязательно проводится информационная работа. В этом учебном году подлежали тестированию 17 тысяч 392 екатеринбургских подростка. К сожалению, не все из них его прошли. Причины - разные. Но 687 человек (3,9 %) отказались от проверки.

Тестирование показало, что у 95,63 % подростков вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ минимальна либо риск вообще отсутствует. Так что «не так страшен черт, как его малюют».

А вот самые распространенные ответы подростков. К наиболее опасным факторам макросоциальной среды они относят: доступность приобретения психоактивных веществ, моду на них и несоблюдение обществом существующих антинаркотических законов. При этом 26,7 % подростков отмечают, что именно макросоциальные факторы общественной среды становятся причиной первых проб употребления психоактивных веществ.

В подростковом возрасте особенно значимы взаимоотношения со сверстниками. Факторами риска в этот период становятся наличие в ближайшем окружении подростков лиц с девиантным поведением, принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками. По результатам анкетирования влияние окружения обозначили 6 % (в 2016 году - 3 %) подростков.

Факторами риска в школьной среде являются также раннее асоциальное поведение; стойкая неуспешность в учебе; социально-психологический климат в классе, в школе и стрессовая тактика педагогического воздействия.

А вот индивидуальные факторы риска в первую очередь связаны с самооценкой подростков. Причиной их деструктивного поведения могут стать неустойчивая и неаргументированная самооценка, низкий уровень эмоциональной зрелости, несформированная система ценностей и отношение к возможности употребления наркотиков. Что касается детско-родительских отношений (семейные факторы), то налицо снижение количества подростков, для которых они являются высоким фактором риска (с 0,75 % в 2016 году до 0,66 %).

Результаты социально-психологического тестирования помогают каждой общеобразовательной организации скорректировать свою профилактическую работу, которая в образовательном комплексе столицы Среднего Урала проходит в рамках стратегического проекта «Выбираю жизнь».

Итоги тестирования 2016/17 учебного года еще раз подчеркнули его профилактический характер. Они напомнили о важности воспитания осознанного выбора подростками здорового образа и позитивного стиля жизни. И, наконец, поставили задачу активизировать работу общеобразовательных организаций по информированию родителей о результатах тестирования, добиться повышения их мотивации на участие детей в анкетировании. Есть и проблема, требующая особого внимания, - как создать условия для прохождения тестирования детей мигрантов, плохо говорящих на русском языке.

Текст подготовила Мария Демина («Вечерний Екатеринбург»), фото www.yandex.ru




Ключевые слова: наркотики, школьники

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Специалисты выбрали квесты, чтобы помочь молодежи в борьбе с зависимостями 28 августа 2017 10:35
Интервью на «Город FM 107,6»: «полезное» и здоровое лето для школьников 2 августа 2017 16:55
Школьная медиация в активе профилактики зависимостей 28 июля 2017 17:32
День борьбы с наркоманией: городские власти наградили активистов 26 июня 2017 17:59
Зависимостям - бой! Ответственные службы скоординировали работу 28 апреля 2017 18:30
Борьба с наркотиками: работа на предупреждение 22 марта 2017 17:44

Главные новости