Пятница 4 Декабрь 2020, 07:24
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Общество > Система защиты прав потребителей: как все начиналось

Система защиты прав потребителей: как все начиналось

10 марта 2020 16:40

Директор МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» Янина Голубева в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, рассказала об истории и правовой стороне потребительских отношений Официальному порталу Екатеринбурга.

По ее словам, потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века с началом бурного развития капитализма. Если предприниматель не ограничен рамками закона, то его деятельность направлена только на получение выгоды – чаще всего путем удешевления производства в ущерб качеству. 

У американских потребителей не было уверенности, что приобретаемые ими продовольственные товары и лекарственные средства безопасны и эффективны из-за примитивного санитарного надзора на предприятиях и бесконтрольного использования химических консервантов и токсических красителей. Зачастую этикетки на лекарственных препаратах и продуктах питания вводили потребителей в заблуждение, не содержали указаний о вредных ингредиентах и не предупреждали об опасности злоупотребления. Были случаи отравлений, в том числе, со смертельным исходом. Не лучше обстояли дела в автомобильной промышленности. Автомобили опрокидывались на поворотах, у них отказывали тормоза. Гибли и калечились люди.

В Америке возникло бурное общественное движение, создавались различные объединения и общества в защиту прав потребителей. К 1960-м годам потребительское движение достигло такой силы, что на него вынужден был обратить внимание президент.

15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди направил Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. Это послание рассматривается как билль о правах потребителей.

Впервые Всемирный день потребителей отмечался 15 марта 1983 года.

Спустя два года – 9 апреля 1985 года – Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты потребителей:

  • защита потребителей от факторов риска, влияющих на их здоровье и безопасность;
  • содействие соблюдению экономических интересов потребителей и защита их интересов;
  • доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
  • просвещение потребителей;
  • наличие эффективных процедур удовлетворения претензий потребителей;
  • свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации, и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

С этого времени права потребителей юридически признаны.

В России основы потребительского законодательства были заложены 7 февраля 1992 года, когда был принят Закон «О защите прав потребителей».

А в Екатеринбурге работа по защите потребительских интересов граждан системно и последовательно ведется под контролем муниципалитета с 1993 года. 

Как рассказала Янина Голубева, с 1993 по 2009 год в Администрации города функционировал Комитет по защите прав потребителей, в котором трудились 27 специалистов. В постсоветские времена Комитет выполнял трудную работу по восстановлению прав граждан, нарушенных многочисленными финансовыми пирамидами. Помимо этого, рынок был наполнен некачественными, а порой и опасными товарами. Ежедневно в Комитет обращалось порядка 200 граждан, а в месяц число обратившихся достигало 2-3 тысяч человек. 

«В то время Комитет сыграл огромную роль в формировании цивилизованного рынка на территории Екатеринбурга и стал одной из первых и лучших правозащитных организаций в стране. Десятки российских городов переняли опыт Екатеринбурга в создании подобных структур», – подчеркнула Янина Голубева.

С 1 января 2009 года после изменения федерального законодательства на смену Комитету было создано муниципальное учреждение по защите прав потребителей, которое сохранило все его функции: на безвозмездной основе оказывает правовую помощь населению, занимается просвещением горожан в этой сфере. Удалось сохранить и специалистов. 

Отметим, что в 2019 году МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» принял и обслужил порядка 4 тысяч 800 человек, а в течение текущего года за помощью к специалистам Центра уже обратились 860 горожан.

Текст подготовила Елена Порунова, фото из открытых источников




Ключевые слова: екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей, защита прав потребителей, янина голубева

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Центр защиты потребителей рассказал, как избежать ошибок при покупке еды 24 октября 2020 17:17
Янина Голубева: система защиты прав потребителей 28 лет помогает горожанам 12 марта 2020 14:00
Отнимают последнее… Как защитить пожилых людей от мошенников? 2 марта 2020 14:31
Потребитель, знай свои права! 26 февраля 2020 18:21

Главные новости