Четверг 5 Декабрь 2019, 22:40
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Интервью > Александр Высокинский: через 50 лет люди из Москвы потянутся в Екатеринбург

Александр Высокинский: через 50 лет люди из Москвы потянутся в Екатеринбург

7 июля 2011 10:30

Когда вспоминаешь, каким был Екатеринбург всего 20 лет назад, если честно, даже не верится. Человек с радиотелефоном в руке воспринимался не иначе как чудо инопланетной цивилизации, о сотовых и вовсе могли только мечтать. Автомобильные пробки мы видели только в новостях про западные страны, и весь город тогда еще можно было преодолеть минут за сорок, не больше.

Сегодняшние мегамаркеты и моллы были только в проекте, и отоваривался народ по-простецки - часто на уличных рынках. И было в Екатеринбурге едва ли не единственное здание выше 16 этажей - то, что мы сегодня называем Белым домом. И не было такого огромного числа «иностранцев» на улицах. Да и сам Екатеринбург тогда еще назывался Свердловском...

Интересно, а что ждет Екатеринбург еще лет через 20, а то и 50? Хотя и бытует мнение, что строить прогнозы - дело неблагодарное, это не касается руководителей города. Они-то как раз должны обладать умением видеть будущее на 50, а то и 100 лет вперед. О том, каким видит Екатеринбург в перспективе заместитель главы города, один из разработчиков Стратегического плана Александр Высокинский - в интервью «Уральскому рабочему».

- Александр Геннадьевич, если бы вам 20 лет назад кто-то сказал, что Екатеринбург будет таким как сегодня, вы бы поверили?

- Пожалуй, да. Поскольку от тех решений, которые тогда закладывались, во многом и зависело, каким город стал сейчас. Вообще, надо сказать, в начале 90-х годов, сразу после «революции», три уральских города - Екатеринбург, Челябинск и Пермь оказались абсолютно в одинаковых условиях: 90% промышленности - оборонная. И как только оборонных заказов не стало - все разом рухнуло, включая социальную сферу. Надо было срочно решать, что делать. Собственно, вариантов было всего два - вытягивать любым способом промышленность или решиться изменить структуру всей экономики в принципе. Пермь и Челябинск пошли по первому пути, мы - по второму. Тогда главой города был Аркадий Чернецкий, и он твердо сказал, что нам нужно развивать и другие отрасли экономики: связь, финансовый менеджмент, логистику, транспорт, торговлю и т.д. Люди нас на чем свет кляли в том, что мы «расплодили торгашей, развалили промышленность». С областной властью и вовсе разгорелась настоящая война. В министерстве экономики тогда активно разрабатывали программу развития производительных сил, то есть когда человек рассматривается как некий производственный ресурс, производственная единица, можно сказать, наряду с такими категориями как киловатт-час, литр бензина и т.д. А мы говорили: нет, во главе должен стоять человек, его личность, его интересы. И все остальное, вся структура экономики должна служить инструментарием, чтобы этой личности жилось в городе комфортно и счастливо. Когда разрабатывали Стратегический план, то за основу приняли: не государство должно принимать решение, а сам горожанин. Это был принципиально новый подход. Ведь раньше было как? Предположим, власти решили строить завод. Потом думали, кто на нем будет работать. Свозили для этого людей. А уже затем наспех прикидывали, где они будут жить, лечиться, учиться и проводить свободное время. Конечно, когда мы перевернули эту пирамиду и во главе поставили человека, нас мало кто понимал даже среди специалистов, упреки сыпались со всех сторон. Но прошло время и жизнь доказала, кто был прав. Сегодня Екатеринбург занимает первое место среди городов-миллионников по большинству социально-экономических показателей. У нас самая высокая заработная плата. Мы строим больше всех жилья. Товарооборот в Екатеринбурге такой, что нас еще не скоро догонят ближайшие конкуренты. И получается, что если мы на первом месте, то область с 11-го, на котором она была 20 лет назад, сейчас «ушла» на 26. Это как раз итог стратегических решений, которые мы тогда приняли. При этом программу развития производительных сил, думаю, уже никто и не помнит.

- Но ведь всего предусмотреть невозможно, и даже самые гениальные планы приходится корректировать. Что в Стратегическом плане заставила в итоге изменить сама жизнь?

- В целом задачи остались прежними, но отдельные технологии их решения, конечно, необходимо на ходу менять. Предположим, был у нас проект, по которому мы обязались к 2015 году обеспечить 100 % горожан стационарными телефонами. Но уже сегодня едва ли не у каждого несколько сотовых, и по большому счету людям домашний и не нужен. При этом встала другая задача - чтобы в каждой квартире был интернет, оптико-волоконная связь. За короткий период изменились и технологии строительства. Сегодня уже не строим дома из плит, мы пришли к более актуальным технологиям, когда дом заливается прямо на строительной площадке. Новые технологии в материалах привели к изменениям и в проектах. Иными стали и транспортные технологии: раньше не было возможности строить развязки, сейчас активно это делаем. Обсуждаем проект скоростного трамвая, еще несколько лет назад казавшийся фантастическим. То есть с появлением новых технологий способы реализации задач постоянно меняются. У нас даже методы работы с населением стали иными, когда появился интернет. Он дает колоссальные возможности - можно гораздо быстрее реагировать на возникающие проблемы.

- Если 20 лет назад у Екатеринбурга выбор был невелик - всего два пути развития, то что сейчас - на ближайшие 20 лет? Вариантов тысячи?

- При всем кажущемся многообразии стратегия остается неизменной: первым делом - человек, а вся городская экономика, инфраструктура и деятельность властей должны служить его интересам. Это не означает, что все должны плясать вокруг отдельно взятой личности, а сам он ничего не будет делать, как в старом советском мультфильме про Иванушку и двух братьев из ларца. Как раз наоборот, мы исходим из установки, что все зависит от самого человека, его усилий. Никто никому ничего не должен, на территории города все строят свою жизнь сами. Почему у нас нередко и говорят: здравствуйте, дорогие екатеринбуржцы, екатеринбурженки и ваши екатеринбуржуйские дети, потому что за этой полушутливой фразой кроется то, что в городе активно развивается предпринимательство. Вообще, надо сказать, Екатеринбург - город активных людей. Когда зимой едешь часов в девять вечера, окна офисов еще вовсю светятся, народ сидит, что-то делает. Я не раз замечал, в других городах такого нет. Семь часов - и домой.

Деловую активность мы намерены стимулировать и в дальнейшем. Развивать малое и среднее предпринимательство. Это одна из главных задач.

- Вы видите, каким будет город через несколько десятилетий?

- Да, и довольно отчетливо. Очевидно, что Екатеринбург будет еще более развитым центром коммуникаций. Это будет центр оптовой и розничной торговли. Крупный транспортный и логистический центр. И одна из мощных точек роста экономики России в целом. Сегодня, слава Богу, в центре пришло понимание, что из одного города, даже такого, как Ма-а-сква, страну развивать невозможно. Слишком она большая. Должны быть точки роста этой большой страны с кратностью в две тысячи километров. Москва, Екатеринбург, Новосибирск и далее «по пути следования». Почему именно две тысячи? Потому что это именно тот диапазон, который позволяет агломерации успешно жить и эффективно развиваться. Вы не задумывались, почему сегодня, к примеру, высокий уровень жизни в Москве и ужасающий - в Московской области? Да потому, что сегодня любой вменяемый человек, едва научившись ходить, пешком идет в столицу. Он не остается жить там, где родился, поскольку условия обеспечения разных регионов страны просто несравнимы. Вот есть такой показатель, как количество бюджетных расходов на душу населения. Иными словами, это те деньги, которые на каждого из нас с вами тратит бюджет. Так вот даже у Екатеринбурга, обладающего одним из самых высоких уровней бюджетной обеспеченности, разница с Москвой составляет более чем пять раз. Мы тратим 18 тысяч рублей на человека, а Москва - 113. И любой вменяемый человек понимает, что нам в пять раз меньше приходится тратить на благоустройство, в пять раз меньше - на здравоохранение и т.д. При этом про жителей малых городов и не упоминаю, потому что на территории нашей области есть муниципалитеты, в которых бюджетная обеспеченность меньше 10 тысяч рублей. Конечно, при такой ситуации создается центростремительное движение: из области люди едут в Екатеринбург, а из Екатеринбурга - в Москву. Наша задача - развернуть этот поток в обратном направлении, и, надеюсь, мы найдем понимание у федеральных властей.

К слову, уже сегодня население города довольно активно увеличивается. И далеко не только за счет внешней миграции - последние 3 года рождаемость в Екатеринбурге больше смертности. Пресловутый демографический крест мы наконец «сломали». В советские времена рождаемость была в среднем 24 тысячи в год, в самые тяжелые времена - 10-11 тысяч. Сейчас - порядка 18 тысяч. Иными словами, мы растем примерно на одну тысячу «пионеров» в год. И рассчитываю, что еще года через три сможем достичь советского уровня рождаемости. А это значит, надо садики строить и школы ремонтировать, чем мы и занимаемся.

Кстати, знаете верный показатель того, что город активно живет и развивается? Это количество свадеб. Когда люди в будущее не верят, они живут в гражданском браке. А как только надежда появляется, они идут в загс. Так вот в загсах на июль, август и первую половину сентября уже все расписано. Так что для женитьбы сегодня нужен блат.

- Вы упомянули о внешней миграции. Уже сегодня этнический состав города меняется на глазах, и многих это настораживает...

- Вы знаете, меня это не пугает. Мигранты помогают развивать город. Кто убирает улицы, работает на стройках? Удобно делать вид, что все это происходит само собой, при этом брюзжать: «понаехали». Всю эту работу тоже кому-то надо выполнять. У нас сегодня подавляющее большинство водителей общественного транспорта - либо иногородние, либо иностранцы. Если все они завтра не выйдут на работу, город встанет. И потом, я не думаю, что число приезжих когда-то достигнет критической массы. В силу того хотя бы, что в Екатеринбурге мало производств, где требуется большое число низкоквалифицированных работников. Структура промышленности такова, что в основном требуются все-таки интеллектуальные вложения. И стратегия в данном случае такова, что нужно учиться уживаться всем. А как только кто-то начинает нарушать закон и правила общежития, нужно их поправлять. В прошлом году, к примеру, мы вынуждены были снести китайские гостиницы, выстроенные самовольно. Думаю, проблем не будет, если все будем играть по общепринятым правилам. Но ни в коем случае нельзя запрещать въезд - нужно делать так, чтобы в городе активным людям жилось комфортно и приятно, а тем, кто ничего не делает, наоборот.

- Еще одна проблема - транспорт. Москва, к примеру, уже сейчас стремительно становится городом, непригодным для проживания, исключительно благодаря пробкам. Эксперты предвещают безрадостную перспективу, что еще через пару лет столица встанет окончательно. Но ведь у нас аналогичные трудности, пусть и меньшего масштаба... Что делать?

- Один из приоритетов - активно развивать общественный транспорт. Когда люди увидят, что на другой конец города можно доехать быстро в чистом, уютном и, что для Урала немаловажно, - теплом автобусе, трамвае или вагоне метро, очень многие предпочтут общественный транспорт собственным автомобилям. Это опыт большинства развитых стран, в свое время столкнувшихся с проблемой пробок. Конечно, пока у нас психология несколько иная, люди еще недавно обзавелись личным транспортом. И готовы терпеть пробки, лишь бы не испытывать всех «преимуществ» сегодняшнего общественного транспорта. Но как только они получат достойную альтернативу, отношение начнет меняться. Я, например, на совещания в администрацию Орджоникидзевского района езжу на метро - так в несколько раз быстрее. Мы строим две станции метро. Я уверен, что со следующего года с Ботаники будет легче добираться в другие районы города, как сегодня с Уралмаша.

- Другие страны наряду с развитием общественного транспорта ввели и ряд запретов: платная парковка в центре, выезд автомобилей по четным и нечетным цифрам номера машины. В Китае и вовсе нужно заплатить существенный взнос в казну государства при покупке автомобиля...

- Никакие ограничительные меры мы вводить не собираемся до тех пор, пока в городе не будет развитая транспортная инфраструктура. От других стран мы отстали на 50 лет, у нас иная эволюция, надо это признать. И прежде чем вводить запреты, надо дать горожанам достойный выбор. Поэтому в Екатеринбурге параллельно развиваются две программы: улично-дорожной сети, в которую входит развитие общественного транспорта, строительство дорог, развязок и т. д, плюс специальная программа «Город для пешеходов». Ко всему, надо сказать, мы еще далеко не все методы исчерпали по борьбе с пробками исходя из тех возможностей, которые имеем сегодня. Единственное ограничение, которого нам в ближайшее время избежать не удастся - это платная парковка в центре. Необходимость в этом назревает все сильнее.

- Александр Геннадьевич, интересно, ваши дети наверняка задают вам примерно тот же вопрос, что и я в ходе интервью: папа, а каким будет город в будущем? Что вы им отвечаете?

- Что это будет большой город с развитой инфраструктурой. В него войдет несколько ближайших городов-спутников, ибо сейчас идея Большого Екатеринбурга обсуждается на уровне экспертных оценок. По сути, он ничем не будет отличаться от развитого европейского города. Как еще недавно было, когда приземляешься в Кольцово, вылетев из Франфуркта-на-Майне, - как в другой мир попадаешь. Уровень услуг и сервиса должен соответствовать общемировым стандартам. И екатеринбуржцу не нужно будет задумываться над тем, чтобы куда-то уехать, потому что там живется лучше. Он не будет терзать себя тем, что где-то он лучше бы самореализовался, нашел бы более интересную, высокооплачиваемую работу.

И однозначно это будет молодой город. Причем, не так важно, сколько лет человеку, главное, чтобы он себя ощущал молодым. Ведь как себя человек чувствует, таким он и будет. Важно, что пока есть горизонты развития, город будет молодым. Как только перспективы исчезают - город начинает стареть, съеживаться, в нем начинает изменяться структура населения. Верхотурье - яркий пример. Когда-то он был крупнейшей столицей Среднего Урала, а сегодня - это по сути поселок, не более. Уверен, Екатеринбургу уготована совсем иная судьба. Вот встретимся лет через 50 и посмотрим.

Беседу вела Елена Мационг (Уральский рабочий)




Ключевые слова: александр высокинский, бизнес, демография, интервью, промышленность, транспорт, экономика

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Население Екатеринбурга за 11 последних лет стало больше на целый Асбест 16 января 2012 15:11
Власти Екатеринбурга готовят ключевой документ для реализации демографической политики в городе 21 сентября 2011 15:47
В Екатеринбурге с начала года родилось почти 9 тысяч детей 29 августа 2011 18:02
Администрация Екатеринбурга создает все условия для поддержки одаренных детей 6 июля 2011 10:22
Заседание КС стратегического развития Екатеринбурга. ВИДЕОЗАПИСЬ 5 июля 2011 15:14
В Екатеринбурге будут созданы условия для развития спорта высших достижений 28 июня 2011 17:42
Екатеринбург взял курс на инновационное развитие 28 июня 2011 16:31
Екатеринбургская городская Дума: итоги сезона 2010-2011 годов 28 июня 2011 15:04
Заседание КС стратегического развития Екатеринбурга. ВИДЕОЗАПИСЬ 28 июня 2011 13:00
Александр Высокинский принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 21 июня 2011 11:25
Екатеринбург укрепляет свои позиции в статусе делового центра России 15 июня 2011 12:43
Екатеринбург делает ставку на развитие городских электрических сетей 15 июня 2011 12:35
Александр Якоб провел заседание КС стратегического развития Екатеринбурга 14 июня 2011 15:33
Александр Якоб озвучил итоги развития Екатеринбурга за 2010 год 14 июня 2011 12:47
Александр Якоб провел заседание КС стратегического развития Екатеринбурга 7 июня 2011 16:00

Главные новости