Понедельник 16 Декабрь 2019, 00:01
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Интервью > Эксперт в области сохранения мирового культурного наследия Вольфганг Шустер о шансах Екатеринбурга в борьбе за «ЭКСПО-2020» и о его идентичности

Эксперт в области сохранения мирового культурного наследия Вольфганг Шустер о шансах Екатеринбурга в борьбе за «ЭКСПО-2020» и о его идентичности

16 июля 2013 11:11

Екатеринбург посетил профессор, архитектор, эксперт в области сохранения мирового культурного наследия Вольфганг Шустер (Wolfgang Schuster) из Германии. Его можно смело назвать человеком мира, он свободно владеет английским, за несколько дней пребывания в Екатеринбурге узнал о нем то, о чем даже не догадываются коренные горожане.

Вольфганг Шустер изучал архитектуру, городское планирование и историю искусств. С 1982 по 1989 годы был куратором множества выставок, в основном современной скульптуры, преподавал дизайн и архитектуру в Берлинском университете искусств. Профессор Шустер - практикующий архитектор, основатель архитектурно-инженерного бюро SMSH в Берлине, имеющего также офис в Шанхае.

Он является деканом факультета строительства и архитектурного проектирования Бранденбургского технического университета (Коттбус, Германия), а также директором международной междисциплинарной магистерской программы «Менеджмент всемирного наследия» - одной из ведущих европейских академических программ в этой области.

Вольфганг Шустер любезно согласился ответить на вопросы, связанные с его видением будущего Екатеринбурга в разрезе «ЭКСПО-2020».

- Ваше впечатление о Екатеринбурге?

- Я второй раз приезжаю в Екатеринбург. Впечатление о городе во многом связано с людьми, которых я встречаю. Если эти люди открыты и с ними приятно общаться, то и о городе складывается хорошее впечатление. Поэтому у меня общее впечатление от Екатеринбурга очень хорошее. Если сравнивать с другими российскими городами, то Екатеринбург очень правильно организован. Даже водители на дорогах ведут себя дружественнее по сравнению, например, с московскими автомобилистами. Сами люди дружелюбнее, носят более яркую одежду, чем другие. В городе есть ощущение молодости: и молодых людей много, и сам дух молодости присутствует. Если собрать все эти наблюдения воедино, то возникнет ощущение, что Екатеринбург просто обязан развиваться, двигаться дальше.

- Понравился ли город Вам как архитектору?

- Мне Екатеринбург нравится, потому что архитектору всегда важно почувствовать внутренний городской порядок, систему направлений. Как архитектор я этот городской порядок и эту систему направлений вижу здесь.

- Вы приехали в Екатеринбург и приняли участие в работе Второй Летней школы менеджмента и предпринимательства в сфере культуры. Что Вам удалось донести до гостей мероприятия, а что получить для себя?

- Меня пригласили на эту школу потому, что я являюсь одним из экспертов в сфере сохранения мирового наследия. Мировое наследие - это то, что имеет отношение ко всему миру. В тоже время я всегда ищу связи между концептом мирового наследия и тем, что происходит на данной конкретной территории. И то, что я говорю в одной аудитории, должно быть связано с тем, что я говорю в другой аудитории.

Если рассмотреть экономики мира, то можно четко отследить, что финансы всегда связаны с культурой. Если экономическая система хорошо организована, то и с организацией культуры все в порядке.

Культура - это, с одной стороны, выражение истории общества, с другой стороны, - это выражение важности экономической, финансовой идеи.

Идея проведения Летней школы как раз подразумевает совмещения экономики и культуры, сделать два этих концепта близкими друг к другу. Вообще существует множество фактов, о которых человек может узнать от людей из-за рубежа, из России, как эти вещи связаны. Их очень много. Мне кажется, что в последние десятилетия связь между политикой, экономикой и культурой, ее понимание стало смутным и стало утрачиваться.

Чтобы понять это, необходимо организовать конференцию, встречу людей, так называемых стэйхолдеров. Что и было сделано в Екатеринбурге.

- Вы участвовали в качестве консультанта в рамках подготовки заявки какого-либо города, который добивался права принимать у себя Всемирную выставку «ЭКСПО»?

- Я участвовал в подготовке культурной программы «ЭКСПО-2000», которая прошла в Ганновере, в Германии. Необходимо понимать, что «ЭКСПО» - это не только возможность для территории усилить экономическое развитие, это одновременно и задача показать людям со всего мира какие возможности для ведения бизнеса существуют вот здесь, вот в этом месте.

Кроме того, у меня архитектурная фирма, у которой есть представительство в Шанхае. Во время подготовки выставки «ЭКСПО-2010», которая как раз и прошла в Шанхае, я был участником подготовки так называемой локальной, местной программы.

- Расскажите, пожалуйста, про свой шанхайский опыт.

- Первый раз я был в Шанхае в 1977 году. Это было вскоре после свержения «банды четырех» Дэн Сяопином. Банда четырех была ответственна за так называемую культурную революцию, фактически разрушившую все то, что называется культурой верхнего уровня.

Тогда в 1977 году я сделал очень много фотографий Шанхая. Тогда там не было хайвэев, пробок, небоскребов. Все, что видел глаз, - это тысячи велосипедов.

Второй раз я посетил Шанхай в 1987 году. В городе произошли большие изменения, связанные с восстановлением культурных традиций, в частности, было открыто 35 традиционных китайских опер. Китайская опера - это не только удовольствие для пожилых людей, но и радость для всех, кто ее мог послушать и посмотреть. Каждый вечер 35 тысяч людей шли и наслаждались, слушали традиционную китайскую оперу.

Перенесемся на несколько десятилетий вперед. Когда Коммунистическая партия Китая решила проводить «ЭКСПО-2010», то обнаружилось, что опять нет ни одного оперного театра в Шанхае. Были моллы, супермаркеты, другие радости современной цивилизации, но не осталось ни одной традиционной китайской оперы.

Власть и бизнес, которые выстроили новый Шанхай с его многочисленными небоскребами, в конечном счете разрушили свою собственную культуру. Единственно, где люди могут посмотреть китайскую оперу, это по телевизору.

Когда я побывал в Шанхае в преддверии подготовки города к «ЭКСПО-2010», то выяснил, первое, что спрашивают туристы у гидов - это где можно посмотреть и послушать традиционную китайскую оперу. Оказалось, что нигде.

И получилось так, что запросы туристов, гостей Шанхая фактически побудили КПК воссоздать традиционную китайскую оперу. И был построен оперный театр на 1400 мест перед самой выставкой. Все дни проведения «ЭКСПО» в Шанхае он был заполнен, все билеты раскупались гостями выставки.

Получается, что идентичность Шанхая, которую искали иностранцы, китайские посетители «ЭКСПО», местные жители, была, в том числе, в традиционной опере.

- В чем, на Ваш взгляд, идентичность Екатеринбурга?

- Мне кажется, что люди, которые готовят и продвигают заявку Екатеринбурга на «ЭКСПО-2020», слепы то на один глаз, а то и на два. Я однажды слышал, как Аркадий Дворкович (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, руководитель Оргкомитета по поддержке выдвижения Екатеринбурга в качестве города-кандидата на право проведения «ЭКСПО-2020» - прим. редакции) описывал заявку и говорил об ожиданиях роста вложений в развитие территории, об улучшении бизнес-климата, уровня жизни в целом. Он не говорил о культуре, о не говорил об уникальности города, в котором будет проходить выставка, об Екатеринбурге, который есть бывший Свердловск. Подозреваю, что этого нет и в программе заявки на «ЭКСПО».

Если люди будут приезжать в Екатеринбург, то они захотят увидеть нечто, чего нет в других местах. Например, если люди поедут в Измир, то они увидят остатки древнегреческой и римской цивилизаций. В Измире интегрирована история и современность. Если люди поедут в Аюттхаю, то в этом городе они также увидят переплетение древности и современности. Что касается Сан-Паулу, то это молодой город и его вряд ли можно сравнить с Аюттхаей или с Екатеринбургом.

Если сравнивать презентации Екатеринбурга и Дубаи в Интернете, то между ними очень много общего. Но Дубаи всего 25 лет. Екатеринбург гораздо старше, Екатеринбург обладает историей, в городе есть памятники XIX и XX века. Но их нет в презентации Екатеринбурга. Молодые люди, которые представляют заявку Екатеринбурга, они такие же, как и других городах, как и везде.

Предлагаю подумать о городской идентичности и вспомнить мой пример о Шанхае.

- К чему нужно стремиться Екатеринбургу, что ему нужно сделать и чего ему не хватает, чтобы заполучить «ЭКСПО-2020»?

- Решение о том, какому городу отдать право проведения «ЭКСПО», принимается на двух уровнях. Первый уровень - политический. Второй уровень - командный. Люди должны работать в унисон. Руководители города, территории, заявочного комитета должны эффективно взаимодействовать с людьми так называемого международного уровня. Люди, которые представляют заявку «ЭКСПО» - это должны быть не только политики, главы крупных компаний, но и другие люди. Например, «Мисс Россия», которая настолько прекрасна, что ее участие в такого рода презентации значимо. Нужно показать, что есть прекрасные и интересные люди, которые так или иначе связаны с идеей «ЭКСПО».

Не достает людей, которые ассоциируются с русской культурой, с проектами в сфере культуры. Например, в России есть потрясающие танцоры и литераторы, музыканты. Люди, которые имеют культурный вес. Причем важно, чтобы это были молодые люди, новые лица. И таких людей много в России и они известны и узнаваемы за рубежом. Но я не вижу, чтобы их пригласили в команду.

«ЭКСПО» - международная выставка. Поэтому конечно в команде должны быть антрепренеры, представители компаний, которые известны во всем мире, но они должны быть ассоциированы с заявкой «ЭКСПО», с продвижением «ЭКСПО».

Екатеринбургу помогла бы «ЭКСПО», это было бы хорошо для города. Но в России прежде должны понять, в чем идентичность Екатеринбурга, чем он отличается от других городов.

- Каковы шансы Екатеринбурга получить «ЭКСПО-2020»?

- Я не знаю. Но если говорить о городской идентичности, то я с женой в один из дней посещения Екатеринбурга 2,5 часа гулял по городу. До этого мы с ней были в Екатеринбурге в мае прошлого года. И тогда у нас было три дня. И мы все три дня ездили с женой по городу и смотрели конструктивистскую архитектуру. И это было очень сильное впечатление для меня и для моей жены. Впечатление было настолько сильным, что мы теперь рассказываем о конструктивизме в Екатеринбурге всем и везде, куда бы мы ни приезжали.

Я преподаю архитектуру в Шанхайском университете. В июне прошлого года я выступал перед большой аудиторией, почти 200 слушателей, на тему архитектуры Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 годы и соответствующее направление в архитектуре - прим. редакции).

Я говорил лишь 10 минут о Баухаусе и почти целый час о конструктивизме в Екатеринбурге. Слушателями в основном были студенты магистерских программ. Обычно они уже владеют большими знаниями об архитектуре XX века. Они практически эксперты в архитектуре XX века. Однако большинство студентов впервые услышали, что в Екатеринбурге есть потрясающая архитектура конструктивизма.

После этого три группы шанхайских студентов (будущих архитекторов, градостроителей и проектировщиков) приезжали в Екатеринбург, чтобы посмотреть конструктивистскую архитектуру.

Например, Белую башню Моисея Рейшера знает любой крупный архитектор или планировщик в мире. Но большинство людей не знает, что она находится на Уралмаше. Хотя, Белая башня также уникальна, как картина «Мона Лиза», как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, она - уникальное произведение искусства.

- Конструктивистская архитектура - это единственная уникальная черта Екатеринбурга или есть и другие?

- Есть и другие. Например, уникальные деревянные дома XIX века. Иногда они группируются в ансамбли, создавая единую картину. Эти дома - часть городской памяти. Когда вы видите их, вы понимаете, что уже в XIX веке Екатеринбург имел большое значение.

В Екатеринбурге также есть уникальные минералогические и геологические коллекции.

Все эти вещи люди могут потрогать и ответить на вопрос, почему город существует, почему было принято решение построить Екатеринбург? Потому что здешние места богаты природными ископаемыми, железом, золотом. Поэтому город и возник.

Кроме того, в Екатеринбурге был убит последний русский царь и его семья. На этом месте построен Храм-на-Крови. И это тоже точка идентичности Екатеринбурга.

Для кого-то, будет интересны индустриальные места, промышленные площадки, такие как «Уралмашзавод».

Если вы хотите организовать выставку мирового наследия, то можете сделать это хоть в Сахаре, технически это возможно, но никто на нее не приедет. Потому что никто не хочет посещать места, где нет истории и идентичности. В этом суть.

Если у Екатеринбурга получится показать свою идентичность, то у города будет реальный шанс победить в борьбе за «ЭКСПО-2020».

Беседу вел Алексей Редин, перевод текста с английского языка на русский сделала Наталья Черняева, фото Гоши Сапожникова

Вторая летняя школа менеджмента и предпринимательства в сфере культуры была организована Екатеринбургской академией современного искусства в партнерстве с Уральским государственным экономическим университетом при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете.




Ключевые слова: архитектура, вольфганг шустер, культура, шанхай, экспо-2020

Комментарии: Написать?
webadmin@adm-ekburg.ru
16 июля 2013 12:07
Его можно смело назвать человеком мира, он свободно владеет английским, за несколько дней пребывания в Екатеринбурге узнал о нем то, о чем даже не догадываются коренные горожане.... Читать новость полностью
 
 

Материалы по теме

Перспективы Белой башни: общественники заручились поддержкой городских властей 10 октября 2014 18:13
Более 200 жителей и гостей Екатеринбурга необычным образом поддержали заявку города на проведение «ЭКСПО-2020» 22 августа 2013 18:15
Борьба за «ЭКСПО-2020» продолжается. Йоги необычным способом поддержали заявку Екатеринбурга 10 августа 2013 14:30
Сергей Тушин презентовал делегации из Японии генеральный план будущего ЭКСПО-парка 6 августа 2013 18:12
Генсек выставки «ЭКСПО-2005» в Японии: Екатеринбург - уникальный город с исторической славой и большим потенциалом 6 августа 2013 17:43
Заявка Екатеринбурга на «ЭКСПО-2020» будет презентована российским железнодорожникам 2 августа 2013 15:42
Навстречу «ЭКСПО-2020»! Екатеринбург как город-кандидат будет представлен на Международном инвестфоруме «Сочи-2013» 1 августа 2013 16:47
Австрийцы позитивно оценили шансы Екатеринбурга в борьбе за «ЭКСПО-2020» 1 августа 2013 12:50
Глава дипмиссии: чехи держат пальцы за право проведения «ЭКСПО-2020» в Екатеринбурге 31 июля 2013 13:15
Заявку Екатеринбурга в борьбе за «ЭКСПО-2020» поддержат йоги 29 июля 2013 12:19
ЭКСПО-парк может стать самым комфортным местом Екатеринбурга для велосипедного движения 24 июля 2013 15:06
Александр Вяхирев: Екатеринбург является третьей столицей России и наиболее подходящим местом для проведения «ЭКСПО-2020» 17 июля 2013 13:04
Посол Бенина в России: Екатеринбург обладает потенциалом для проведения «ЭКСПО-2020» 17 июля 2013 10:48
Аркадий Чернецкий выразил свое мнение о шансах Екатеринбурга в борьбе за «ЭКСПО-2020» 16 июля 2013 13:35
Посол Республики Чад выразил готовность поддержать заявку Екатеринбурга на проведение «ЭКСПО-2020» 16 июля 2013 12:12
Уникальный проект! Летняя школа менеджмента и предпринимательства в сфере культуры открылась в Екатеринбурге 3 июля 2013 14:03

Главные новости