Пятница 9 Декабрь 2016, 08:51
Движение затруднено
Главная страница > Новости > Интервью > Трамваи Екатеринбурга теперь можно увидеть on-line

Трамваи Екатеринбурга теперь можно увидеть on-line

15 августа 2008 11:24

На днях в СМИ просочилась информация о том, что трамваи Екатеринбурга начали оснащать современными системами, позволяющими контролировать их движение в режиме реального времени. Кое-кто из екатеринбуржцев более старого поколения, наверное, помнит, что в 80-х годах такая автоматизированная система уже существовала. Правда выполнена она была на основе принципиально иных технических решений. Под каждой остановкой была закопана индуктивная антенна и сигнал от автобуса или троллейбуса поступал на центральную электронно-вычислительную машину, где обрабатывались все собираемые данные и вырабатывались предложения по корректировке движения. Прогресс движется вперед, и вот уже на протяжении нескольких лет в Европе на общественно транспорте активно стали использовать возможности GPS и GPRS. В последние год-два эти системы начали внедряться и в России — главным образом в Москве. Поэтому Екатеринбург «рискует стать» первым региональным городом, реализовавшим этот проект. С вопросами о том, как действительно происходит внедрение новинки в трамваях уральской столицы, и почему возникла такая необходимость, мы обратились к человеку, который непосредственно отвечает за реализацию программы в Екатеринбургском трамвайно-троллейбусном управлении — начальнику службы автоматики и связи ЕМУП ТТУ Николаю Дроздову. Николай Петрович, что за систему вы все-таки внедряете?

По сути, это новая версия Автоматической системы диспетчерского управления, созданная с применением современных технологий. На каждый трамвай мы устанавливаем специальный комплекс, состоящий из нескольких частей. Во-первых, это GPS-приемник, помогающий определить место расположение машины. Во-вторых, это приемопередатчик с антенной, работающий в стандарте GSM — стандарте сотовой связи, через который при помощи технологии GPRS происходит передача данных в центрульный пункт управления (ЦПУ). В-третьих, это контроллер или миникомпьютер, отвечающий за обработку данных дополнительного оборудования (датчиков), «упаковку» данных получаемых с GPS-приемника и за обмен информации с ЦПУ.

В центральном пунтке управления (диспетчерской службе) установлен сервер, который принимает и обрабатывает, поступающую от машин информацию — а именно координаты положения, азимут и скорость движения. После эти данные предстают на экране компьютера в виде карты города с нанесенным на нее местоположением трамваев в тот или иной момент времени с точностью до 10 метров. При этом в памяти записываются данные о продвижении трамвая через каждые 200-300 метров и при каждом повороте, превышающем 30 градусов. Если машина стоит, то данные о нем фиксируются каждые 2 минуты.

Зачем это необходимо?

Прежде всего, система набирает и хранит статистические данные о движении того или иного вагона. То есть по каждому из вагонов проследить его дневной пробег, соблюдение расписания, среднюю скорость и маршрут движения, количество и длительность простоев. Впоследствии эти данные применяют при начислении зарплаты вагоновожатых, при планировании графиков движения, при разборе дорожно-транспортных происшествий с участием трамвая (все данные архивируются, записываются на жесткие диски и сдаются на годичное хранение — прим.АПИ).

Диспетчерская служба получила возможность оперативного контроля за движением трамваев. Если трамвай задержался в где-то больше, чем на 2 минуты сигнал об этом высветится на экране и диспетчер обязан по радиосвязи выяснить причину простоя. Если это связано с дорожной аварией, обрывом линии или еще каким-то ЧП, то можно тут же оперативно принять решение о внештатном или точнее оперативном объезде и отправить остальные вагоны по другому маршруту, чтобы они не сбивались пачкой на заблокированном направлении. А к месту ЧП — оперативно вызвать соответствующие службы, будь то ГИБДД или ремонтные бригады. Если речь идет о пробках и заторах, то опять же на помощь можно призвать сотрудников ГАИ, которые помогут расчистить путь общественному транспорту.

В случае обрыва проводов или повреждении на путях диспетчеры могут не только точно определить место ЧП, но и найти при помощи навигационной системы ближайшую аварийную машину и отправить ее на место.

Сколько машин на данный момент оснащены такими комплексами?

На данный момент системами у нас оборудованы 81 трамвайный вагон и порядка 50 машин аварийных служб, включая автобусы, развозящие водителей и кондукторов по домам. Правда стоит уточнить, что системы установленные в трамваи и в аварийные машины несколько различаются. Информация с трамваев передается через каналы сотовой связи, от аварийных машин — через обычную радиосвязь.

Сколько еще машин планируется оснастить этими комплексами?

Оснащение трамваев новыми навигационными комплектами мы начали с февраля текущего года. И до конца года планируем оснастить ими 100% поездов выходящих на линию — то есть 250-260 трамваев.

Почему были выбраны для начала эксперимента именно трамваи?

Как это ни странно звучит на первый взгляд, но ситуацию с движением трамваев в городе необходимо контролировать более оперативно. Горожане не раз могли наблюдать картину — из-за одного вставшего трамвая блокировалось движение еще 10-15 трамваев. С троллейбусами несколько проще. У них можно отцепить «рога» от линии и дать возможность другим троллейбусам объехать застрявшую машину.

То есть система нужна исключительно для нужд ЕТТУ?

Не только. Мы сейчас прорабатываем вариант того, чтобы пассажиры тоже могли получать данные о движении трамваев. В разработке системы заинтересовано коммерческое предприятие ЗАО ТД «Ореол-ЗиК», которое оснащает техническими средствами, разрабатывает технологию и програмное обеспечение по предоставлению платной услуги пассажирам о движении трамвая. Отправив SMS со своего мобильного телефона на определенный номер, можно будет получить данные относительно того, когда через нужную человеку остановку проследует интересующий человека трамвайный маршрут (аналогичные сервисы действуют в общественном транспорте Москвы — прим.АПИ). Специально для этого вместе с сервером мы установили специальный шлюз, через который будет вестись обмен информацией между нами и тех операторами сотовой связи, чьими абонентами являются граждане, отправляющие запросы.

А не проще ли при помощи новой системы разработать и придерживаться строго расписания движения?

Боюсь, что на данный момент это трудно выполнимая задача. В принципе мы можем гарантировать выполнение расписания. Но для этого необходимо, чтобы наш транспорт ходил по обособленным полосам. То есть, чтобы фактор пробок и аварий был сведен к минимуму. А это в современных условиях Екатеринбурга боюсь практически невыполнимая задача.

Кстати, а какую систему позиционирования вы используете?

Navstar…

А почему не ГЛОНАСС?

Конечно, хотелось бы с учетом перспективы развития отечественной ГЛОНАСС поставить приемники, способные работать как с той, так и с другой системой, или только с ГЛОНАСС, но пока таких в нужном нам ценовом диапазоне просто не выпускается. Напротив приемников работающих с Navstar на рынке существует огромное множество и можно не только выбрать подходящий вариант, но еще и поторговаться относительно его стоимости.

Хотя если позже появятся приборы, работающие с отечественной системой, мы с радостью их установим. В любом случае это будут уже не те затраты — ведь основа системы автоматического управления за движением и принципы работы с ней будут во первых уже отлажены, а во-вторых сильно не поменяются.

И в какую же сумму обходится установка этой системы?

Комплект на одну машину обходится порядка 12-15 тысяч рублей. Плюс к этому необходимо было закупить сервер, подготовить соответствующее программное обеспечение, оплатить затраты на трафик, используемый при передаче данных.

Оправданы ли эти расходы?

Эти расходы, конечно, оправданы. Ведь речь идет о сокращении временных и трудовых ресурсы наших сотрудников. Система позволяет оперативно реагировать на ситуацию с движением. К тому же к реализации этой программы подключились коммерческая компания, которая рассматривают это как выгодный бизнес (информация для пассажиров о местонахождении трамвая будет платной — прим. АПИ).

А дальше вы планируете как-то развивать систему?

Перспектив дальнейшего развития довольно много. Во-первых, после того как система будет отработана на трамваях, мы планируем начать установку ее на троллейбусы. Кроме того, часть машин планируется оборудовать еще дополнительными датчиками наполнения салона. Таким образом, мы получим возможность в автоматическом режиме вести учет пассажиропотока. Кроме того, можно будет установить небольшие дисплеи в салонах водителей, через которые рассылать информацию о новых схемах движения уже не в устной, а письменной форме.

Задумались мы и об установке видеокамер, которые будут записывать дорожную ситуацию. Благодаря этому при авариях мы сможем четко восстанавливать цепь событий и определять, кто же на самом деле виновен. Но все это как говорится «на перспективу». А пока надо до конца реализовать планы по внедрению в эксплуатацию новой автоматической системы управления.

Беседу вел Игорь ПУШКАРЕВ (агентство "АПИ")

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus