Понедельник 5 Декабрь 2016, 17:34
Серьёзные пробки
Главная страница > Новости > Интервью > Чем уютнее ребенку в школе, тем крепче знания

Чем уютнее ребенку в школе, тем крепче знания

5 сентября 2008 09:39

Мне предстояла беседа с победительницей конкурса «Учитель года Свердловской области — 2008». В фойе гимназии, где мы договорились встретиться, было шумно — закончилось какое-то мероприятие, и педагоги с цветами и улыбками шли к выходу.
— Здравствуйте, наверное, это вы меня ждете? Я сразу поняла — глаза у вас другие, не учительские, — обратилась ко мне молодая, невысокая женщина.
Я удивилась:
— А что особенного в глазах педагога?..
О том, каким должен быть современный учитель и чем удивит школа будущего, мы поговорили с Екатериной Белоцерковской.

Мел, парта… творчество!

Говорят, что среди множества людей учителей видно всегда. Их глаза — открытые, готовые узнать все новое. Мне сразу вспоминается взгляд моей первой учительницы Зинаиды Федоровны. Я восхищалась ею со дня нашего знакомства! Ведь все дети такие разные, а ей удалось найти подход к каждому. Благодаря Зинаиде Федоровне, я уже тогда решила, что буду учителем начальных классов. Со временем только укрепилась в своем желании. Мои родители — тоже педагоги. Эта профессия кажется сложной, но она, на мой взгляд, самая вечная: что бы ни менялось в мире, все хотят получать знания.

Без чего вы не представляете профессию учителя?

Слово «учитель» рождает разные ассоциации: школа, доска, мел, парта. Первое, что приходит на ум — творчество. Нельзя ведь дать один и тот же урок одинаково. Меняются дети, меняется их отношение к предмету. Все совершенствуется: тексты, учебники. Учительское творчество состоит в умении понять, что нужно детям каждого поколения.

В чем заключаются ваши методики работы с детьми? Может, в чем-то следуете примеру вашей первой учительницы?

Я считаю, что самое главное — наладить взаимодействие между учеником и учителем. Это именно то, что без труда удавалось Зинаиде Федоровне. По себе могу сказать, что иногда бывает очень сложно, и желаемый результат достигается только к четвертому классу. Иногда приходится отступать и пробовать какой-то новый способ выстроить отношения с конкретным ребенком. Знания то получат все, в первую очередь необходимо научить маленького человечка существовать в обществе. Кроме того, я завожу специальные папочки, в которые в течение четырех лет складываю творческие работы ребят. Когда они выпускаются из начальной школы, я раздаю им накопленное. Дети открывают свои первые сочинения, написанные еще печатными буквами, и удивляются: «Неужели, это мое?». Они как открытие воспринимают самих себя такими, какими были совсем недавно.

Папа, к доске! Вспоминаю свое школьное детство: сколько интересных мест мы посетили! Какую программу организуете для ребят во внеучебное время?

Ходим в театры, кино, музеи, на заводы, где изготавливают мороженое, газировку — дети ведь практики по своей сути, им надо все посмотреть, потрогать. Уже в первую неделю сентября у нас в школе проходит «День здоровья», «Веселые старты». Участвовать в них привлекаем родителей. Чтобы сдружить их с детьми, необходимо открытое пространство, поэтому выезд на природу, разного рода мероприятия на свежем воздухе — привычное дело.
Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях?
Думаю, это зависит от учителя. Мы привыкли, что школа нужна для того, чтобы учить. Приходится объяснять папам и мамам, что школьная пора — это десять лет жизни ребенка. И за это время надо не просто получить как можно больше знаний, а, как я уже говорила, приобрести опыт общения с семьей, с друзьями. Между детьми и родителями возникает много спорных моментов, и малыши не всегда способны переубедить взрослых. Когда они стараются сделать это в стенах школы, получается лучше. Поэтому в первую же учебную неделю ребята проводят занятие для пап и мам. Кроме того, приглашаем родителей на открытые уроки. Потом проводим анализ, обсуждаем. Многие говорят, что увидели что-то новое в своем ребенке.

Ребята помогали вам во время конкурса?

Конечно! Я считаю, что самая главная составляющая моего успеха — поддержка, как со стороны семьи, так и со стороны учеников. В этом году я выпустила четвероклассников: замечательные дети, родительский коллектив, которые в любую минуту готовы были помочь словом и делом. Ребята принимали активное участие в конкурсе: я проводила с ними мастер-класс, приглашала их, чтобы представить визитку. Учитель ведь не может быть без детей! Кстати, мне было очень приятно получить электронное письмо от моего первого ученика. Он написал, что всегда верил в меня, рад тому, что учился у такого педагога...

И электронные доски, и «круглые столы» Сейчас вы готовитесь к финалу общероссийского конкурса, скоро будете представлять область на заключительном этапе — в Санкт-Петербурге. Что вам предстоит?

Первое — это защита инновационного проекта. Каждый учитель, который стал финалистом конкурса, внедряет свои программы, технологии, методики или дорабатывает уже существующие. Здесь важно показать что-то новое, необычное в своей работе, важно умение преподнести свой опыт. Второй этап — учебное занятие и самоанализ. Тема урока дается за сутки. Проходить занятие будет в «школе будущего» в Санкт-Петербурге, где информационные технологии на самом высшем уровне. Там на доске пишут не мелом, а пальцем — она интерактивная. Мы спрашиваем: «А такая-то вещь есть в школе?» — «Есть» — «А чего там нет?» — «Там все есть!». Многие учителя не готовы, наверное, даже чисто психологически к такому объему новшеств. Как работать в школе, где есть все? Но я все равно настроена позитивно. Думаю, что справлюсь, сумею показать себя и в таких непривычных условиях. После этих двух конкурсных мероприятий происходит «отсев». Из семидесяти пяти участников останется только пятнадцать человек.

Борьба будет нешуточная…

Да, тем более что каждый учитель, с которым я познакомилась на установочном семинаре в Москве, в чем-то силен. Те, кто оказываются в третьем туре, показывают мастер-класс и читают лекцию. Мастер-класс подразумевает то, что человек уже имеет опыт и может поделиться им не только с учениками, но и со взрослыми. Тема лекции уже заявлена: «Семья и школа в век образования». Помимо этих конкурсных мероприятий, будут созываться «круглые столы». Их тоже оценит жюри. В предыдущие годы практиковалась только пресс-конференция. Она шла в достаточно свободной форме: средства массовой информации могли задавать вопросы о том, как обстоит дело с образованием в разных регионах России. На этот раз нам дали определенные темы, причем научные. Как я поняла, организаторы конкурса хотят услышать наше мнение по серьезным направлениям: будет обсуждение федерального образовательного стандарта нового поколения, стандарта учителя, информационных технологий. Эксперты, которые будут нас оценивать — профессора, ректоры вузов — люди ученые. Мы, учителя — практики, поэтому, главное не растеряться.

Домашний очаг Наверное, сложно уделять равное количество времени семье и работе? Особенно, сейчас…

Так как семья у меня учительская, меня понимают с полувзгляда: если я устала или мне нужна помощь. Дочь, она в этом году окончила школу, помогает разобраться со всеми информационными технологиями. Когда в семье есть такая поддержка, совмещать ее с работой совсем несложно. Вот отдохнуть этим летом не удалось. Обычно всегда куда-нибудь выезжаю одна или с ребенком. А зимой обязательно встаю на лыжи — надо давать организму заряд! Раньше я профессионально занималась спортивным ориентированием и русскими шашками. Иногда дети садятся со мной играть и удивляются, когда я их обыгрываю…


Завершая разговор, Екатерина Геннадьевна провела рукой над тогда еще пустыми партами: «Скоро здесь малыши будут». В тот момент я поняла, чем необычны глаза учителя: они теплые, как у мамы…

Беседу вела Надежда Дудина («Уральский рабочий»)
 

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus