Суббота 3 Декабрь 2016, 07:32
На дорогах свободно
Главная страница > Новости > Интервью > Круглая дата сериала

Круглая дата сериала

1 октября 2008 12:05

Фильму Свердловской киностудии «Угрюм-река» исполнилось 40 лет.

Кинособытие в екатеринбургском Доме кино отметили творческим вечером «Сериал по-ураль­ски». Зал заполнили не только любители, но и творцы кино — те, что четыре десятилетия назад вложили свой труд в создание первого уральского телевизионного сериала.

Приехал из Москвы и режиссер «Угрюм-реки», народный артист России, лауреат Государственной премии и многих других наград Ярополк Лапшин, ответивший на вопросы нашей газеты.

Ярополк Леонидович, проанализировать уникальный успех сериала, который до сих пор с увлечением смотрят и стар и млад, в «эпоху сериалов» более чем полезно. Ведь большинство из них мы чаще ругаем, чем хвалим. Сетуем, что имеем дело с продукцией откровенно коммерческой, второсортной.

Прежде всего нам помогло высокое качество литературного материала, который нас захватил и увлек. Хороший сценарий — основа любого фильма. Сценарий халтурный, сделанный кое-как, не выручат ни талантливый режиссер, ни самые знаменитые актеры.

Меня смущает «бригадный метод» написания текстов и диалогов, все чаще применяющийся сейчас. Литературный труд обезличивается, один автор не знает, что напишет другой и что случится с героями завтра… А как и кем была выбрана для сценария «Угрюм-река»?

Идея принадлежала Ярополку Леонидовичу, — вступила в разговор редактор фильма, жена и друг режиссера Лариса Козлова. — Мы в редакции художественных фильмов составляли тематический план (их представляли тогда Госкино) и пришли к выводу, что тягаться с «Мосфильмом» или «Ленфильмом» Свердловская киностудия вряд ли сможет, нам нужно искать свой путь, свой особенный «уголочек». Решили, что этим «уголочком» будет история Урала и Сибири. И Ярополк Леонидович вспомнил о замечательном романе Вячеслава Шишкова, который он с увлечением читал еще до войны. Двухсерийный фильм «Угрюм-река» мы и включили в план…

— Но нам его «зарубили»… — напомнил Лапшин.

— Да, «зарубили». В Госкино нам сказали, что картины про «угнетателей народа» народу неинтересны. Но мы не сдались — мы уже «заболели» «Угрюм-рекой», и я стала звонить на Центральное телевидение. Помню, ответила мне редактор Фаина Георгиевна Фрадкина (надеюсь, не путаю имя и отчество). Идея показалась ей интересной, и вскоре она сообщила: наше предложение принято, нам предлагают снять пятисерийный телевизионный фильм. Правда, от пяти серий мы отказались, сомневались, что вытянем, а на четыре заключили договор. Лапшин с соавтором Валентином Селивановым быстро написали сценарий. В общем, работа пошла.

Ярополк Леонидович, а как искали актеров? В вашем фильме снимались сплошные звезды.

Точнее сказать, звездами они стали потом, после фильма. Конечно, украсила нашу картину Людмила Чурсина, сыгравшая главную женскую роль — Анфису. Ее кинокарьера тогда только еще начиналась. Но ей повезло — она получила подряд несколько очень соблазнительных предложений: сыграла Виринею в «Виринее», Марфу в «Журавушке» и Анфису в «Угрюм-реке» и в 1970 году получила за них Государственную премию РСФСР. Петра Громова сыграл театральный актер Георгий Епифанцев, тоже после «Угрюм-реки» ставший знаменитым. Попал он на роль, можно сказать, случайно. Пробы прошел, но утвердили другого исполнителя, Владимира Гусева. И вдруг тот ломает ногу. Срочно вызвали Епифанцева, и он не подвел, хотя роль Громова очень трудная. В том числе тем, что необходимо передать жизнь человека от гимназических лет до зрелого возраста, когда Петр стал матерым хозяином, владельцем заводов. С огромной благодарностью вспоминаем мы и работу Гиви Тохадзе, создавшего незабываемый образ Ибрагима, которого полюбили зрители. Очень был рад приглашению в нашу картину уроженец Свердловска Александр Демьяненко. Как раз перед этим у него были две яркие комедийные роли в фильмах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница», имевших шумный успех. Маска «Шурика» прочно прилепилась к нему, ему было важно доказать, что он способен воплотить и совсем другой драматургический материал. А еще у нас были заняты Виктор Чекмарев, Афанасий Кочетков, Валентина Владимирова, Иван Рыжов, Евгений Весник, артисты свердловских театров Константин Максимов, Григорий Гецов, Павел Федосеев, Зинаида Невоструева.

На сегодняшнем вечере вспоминали смешной эпизод. Въедливый бухгалтер студии, увидев отснятый материал, возмущенно воскликнул: «Вот куда наш директор деньги тратит! Для этой картины мост построил». А между тем это было лишь чудо монтажа, мастерски соединившего кадры, снятые в двух различных местах…

Да, за тем, как делался фильм, внимательно следила вся студия. Для киностудии он был очень серьезным испытанием — ведь до этого производственная за­грузка была две художественные картины в год, а тут сразу четыре серии. Ну и насчет построенного моста — волновался бухгалтер не без основания. Я сразу понял, что на те деньги, которые были нам выделены, поехать снимать в Сибирь мы, конечно, не сможем. Вот и приходилось выбирать вариант подешевле. Снимали Сибирь и Угрюм-реку… близ Свердловска. Многие сцены — в деревне Слобода, на турбазе «Коуровка». Места там красивейшие: лес, Чусовая с живописными скалами… Снимали в Нижнем Тагиле, в селе Быньги, на озере Шарташ, на берегу Таватуя… Интерьер дома Громова наш замечательный художник Юрий Истратов построил в студийном павильоне. Оператором-постановщиком тоже был человек очень яркий — Василий Кирбижеков…

Это счастье, когда рядом такие коллеги. Вот вам один из «секретов успеха»?

Признаюсь, меня особенно радует, что фильм с удовольствием смотрят современные зрители. Сам Шишков называл свое сочинение «романом страстей». Видимо, мы сумели передать эти страсти. До сих пор мы храним папки с письмами на Центральное телевидение, в которых зрители благодарили режиссера, актеров, порой с чем-то не соглашались, порой просили перенести время телепоказа, потому что вечером они работают. А недавно нам представили совсем молодую девушку, которая очень хотела познакомиться с нами, чтобы сказать, как ее мама любит смотреть «Угрюм-реку». «Она, — говорит, — ни за что не поверит, что я видела вас и разговаривала с вами».

Ваши лучшие фильмы связаны с темой Урала…

Эта тема захватила меня. В 1973 году я снял «Приваловские миллионы» по Мамину-Сибиряку, а в 1983-м — «Демидовых». За эти картины мне не стыдно.

Беседу вела Юлия Матафонова ("Уральский рабочий")


Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus