Понедельник 25 Сентябрь 2017, 14:55
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Интервью > Певческая миссия выполнима

Певческая миссия выполнима

10 октября 2008 09:03

Сегодня муниципальный хор Екатеринбурга «Доместик» отмечает свое 20-летие

Юбилею предшествовали два концерта в Храме на Крови и в Театре эстрады. Третий — заключительный, юбилейный — состоится завтра в Большом зале академической Филармонии.

О долгом творческом пути хора, о его высокой миссии, трудностях и победах  рассказывает художественный руководитель и создатель «Доместика», главный хормейстер екатеринбургского академического Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ профессор Валерий Копанев.

Валерий Анатольевич, с чего начинался «Доместик»?

Я давно мечтал о хоре. И в 1988 году этому было суждено сбыться. На мой призыв петь духовную музыку откликнулись тогда многие. В начале состав был женским. 26 декабря 1988 года мы выступили с «Литургией» Александра Кастальского, которую учили четыре месяца. В хоре пели студенты консерватории и музыкального отделения пединститута. Спустя два года коллектив насчитывал уже 72 человека. Пожалуй, это была самая большая численность за все время существования хора. Пели разными составами: мужским, женским и смешанным.

Почему вы решили создать хор именно такой духовной направленности?

В России начала девяностых годов ХХ века был большой интерес к духовной музыке, потому что предыдущие семьдесят лет она была под запретом. Судьбоносным для нашего коллектива было участие в торжестве, посвященном перенесению мощей Иоанна Тобольского. На торжестве присутствовал митрополит московской патриархии Питирим. Ему понравилось наше выступление, и он предложил нам записать диск.

Так, осенью 1990-го появилась наша первая звукозапись — «Литургия» С. Давыдова. В то время в Екатеринбурге не было храмов с подходящей акустикой, поэтому мы ездили в село Быньги.

Что означает название хора?

«Доместик» в переводе — мастер церковного пения.

Это правда, что «Доместик» выступал перед потомками царской династии Романовых?  Да, мы исполняли «Панихиду» Павла Чеснокова в Екатеринбурге на сцене Оперного театра, когда отмечалось 380-летие дома Романовых. С тем же произведением выступили в Петербурге в соборе Казанской Божьей Матери на фестивале «Рождественские встречи в Северной Пальмире». Эту запись потом показывали по телевидению на всю нашу страну. А какие зарубежные страны посетил с гастролями «Доместик»?

Первый наш выезд состоялся в 1994 году во Францию, в Париж. Мы выступали в католическом соборе Святого Петра на Монмартре, а также в православном храме в Сент-Женевьев-де-Буа, где находится знаменитое русское кладбище. Потом посетили Германию. Самым богатым на поездки оказался 1997 год. Тогда мы дважды побывали в Германии, потом поехали в Эстонию, Канаду, Ирландию. Затем были Греция, несколько раз Италия.

Запомнилось выступление в Канаде на фестивале, посвященном 500-летию открытия Северной Америки. На празднествах присутствовали сама британская королева Елизавета и знаменитый ансамбль «Английские королевские певцы», которые высоко оценили наше пение. Мы были там единственным коллективом из России. Сегодня наши записи включены в антологию композиторов русского зарубежья. «Доместик» поддерживает творческие контакты с Русской Православной церковью за рубежом.

Наверное, были и другие интересные встречи в дальних странствиях «Доместика»?

Однажды нас пригласил с концертами в Италию знаменитый профессор онтопсихологии Антонио Менегетти. Адепты этой науки лечат пациентов музыкой. Нам удалось побывать на подобном сеансе. В горах на открытом воздухе была расположена сцена, а возле нее стояли огромные звуковые колонки высотой метров пять. На сцене установили электроорган, на котором виртуозно импровизировал сам Менегетти. Это были такие огромные децибелы! Музыка оглушала. Хотя пришедшие на концерт люди сидели в непосредственной близости от сцены и «лечились». Такого необычайного действа певцы из «Доместика», пожалуй, не видели и не слышали.

Где публика принимала вас особенно тепло?

Самые бурные овации мы слышали все-таки от наших зарубежных слушателей. Но, думаю, вовсе не потому, что наша публика менее впечатлительная. Просто аплодисменты в наших храмах не приняты.

Чем сегодня живет двадцатилетний «Доместик»?

В репертуаре появилось много нового. Мы стали исполнять не только православную духовную музыку, но и католическую. Например, «Кенийскую мессу» Пола Баслера, написанную композитором в Африке. Хор попробовал себя в джазе. Мы начали с произведений легендарного Дюка Эллингтона, и это было очень интересно. С большим удовольствием исполняем народную музыку.

Но главной миссией хора «Доместик» я считаю сохранение исконно русской традиции пения «а капелла». Именно эту миссионерскую певческую задачу мы выполняем все двадцать лет.

Беседу вела Полина Дробина ("Вечерний Екатеринбург")

Фото предоставлено городским Домом музыки
 



Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus