Суббота 27 Май 2017, 09:22
На дорогах свободно
Главная страница > Новости > Интервью > Евгений Порунов: «Бюджет Екатеринбурга сохранит социальную направленность»

Евгений Порунов: «Бюджет Екатеринбурга сохранит социальную направленность»

2 декабря 2008 13:14

В последние годы в уральской столице стало хорошей традицией начинать очередной год с уже принятым бюджетом. Это позволяет не сбавлять набранного темпа, продолжая осуществлять с первых рабочих дней января все начатые программы.


Городская Дума приступила на прошлой неделе к рассмотрению документа, подготовленного администрацией муниципалитета. Его отличительная особенность в том, что впервые бюджет принимается сразу на три года — 2009—2011-й. Мы попросили более подробно рассказать о проекте основного финансового документа областного центра председателя представительного органа Евгения Порунова.

— Евгений Николаевич, почему на этот раз решено замахнуться на столь дальнюю перспективу?

— Тем самым мы вообще-то выполняем требование федерального законодательства. Но это, считаю, и правильно. Немаловажно знать такому огромному центру, как Екатеринбург, к чему стремиться. То есть создавать загодя заделы на перспективу. Ведь введение трехлетнего планирования дает возможность осознанно брать на себя долгосрочные обязательства с одновременным утверждением финансирования их реализации. Взять хотя бы строительство дорожных развязок, чему сейчас придается огромное значение. Работа трудоемкая и затратная, как правило, не на один год. При долгосрочном планировании эти проблемы решаются проще, как и при выполнении других, важных для мегаполиса, программ. Тем более что городские финансисты, создавая этот документ, учли еще и негативные тенденции развития мировой и российской экономики.

— Расскажите все же поподробнее о бюджете города на следующий год.

— Несмотря на общий спад, затрагивающий и Екатеринбург, основные его параметры в 2009 году не уступят показателям нынешнего года. Доходная часть планируется в сумме 25,1 миллиарда рублей, расходы несколько превысят эту цифру и составят 26,7 миллиарда рублей. То есть дефицит намечается около восьми процентов, что даже меньше нынешнего, превышающего 12 процентов. Но нельзя отрицать, что бюджет будет весьма напряженным.

— Объясните поподробнее, в чем причины этого?

— Прирост по доходам в нашем городе запланирован на следующий год всего на 5,4 процента. В абсолютных цифрах это около одного миллиарда рублей. В то же время ожидаемая инфляция должна составить, согласно прогнозам федеральных властей, более 10 процентов. Сравнение только этих цифр уже говорит само за себя. Иной же, чем в стране, ситуация в нашем городе быть не может.


Тревожит, что значительно снижаются темпы роста доходной части бюджета. Ведь основными источниками его пополнения у нас являются отчисления от доходов физических лиц (раньше этот налог назывался подоходным) и земельный налог. Рассчитывать на динамику их роста, как это было в 2005—2008 годах, не приходится. Идет сокращение зарплат на предприятиях, уменьшение количества рабочих дней. В связи с этим область уже секвестировала доходную часть бюджета на 36 миллиардов рублей, исходя из того, что региональная казна пополняется за счет налога с прибыли, получить которую становится проблематичным. Что касается нашего города, то, как уже говорилось, прирост, хотя и небольшой, закладывается.

— Что ждать в таком случае горожанам?

— Хотя в областном финансовом законе не заложен рост заработной платы бюджетникам области, Екатеринбург планирует увеличить финансирование этой важной отрасли в размере 30,5 процента для работников муниципальных учреждений, изыскивая на это собственные средства. Правда, из уст депутатов Законодательного собрания прозвучало обещание учесть эти траты муниципалитета при корректировке областного бюджета. Именно на этот уровень власти сегодня возложена обязанность финансирования зарплат работников народного образования. Мы же предполагаем, что повышение выплат людям, работающим в сфере городского здравоохранения, образования, культуры, спорта можно будет провести двумя траншами: ориентировочно с 1 апреля и с 1 октября.


В проекте бюджета предусмотрено сохранение и муниципальных компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Например, детям-инвалидам, пенсионерам, имеющим общий трудовой стаж не менее 35 лет, инвалидам первой группы с ограничением трудоспособности третьей и второй степени, инвалидам второй группы с ограничением трудоспособности третьей степени. Выплата назначается в том случае, если перечисленные категории граждан имеют пенсию ниже прожиточного уровня.


Кроме того, сохраняется и компенсационная надбавка на содержание и ремонт жилья инвалидам первой и второй групп, льготы по налогу на землю большой категории льготников города.

— А как будут обстоять дела с отселением граждан из ветхого жилья? Есть ли у них надежда все же справить новоселье?

— Строительство домов под эти цели продолжится, хотя темпы и будут ниже, чем в 2008 году. Предусмотрена сумма в 30 миллионов рублей и на жилье для молодых семей. Деньги не очень большие, но то, что эта категория наших земляков не выпала из поля зрения властей в непростой период, думаю, хороший знак.

— Молодым семьям нужны еще и детские сады. Как будет решаться эта проблема?

— В этом году закончится строительство двух детсадов, в 2009 году начнется возведение еще пяти дошкольных учреждений, а также разработка проектно-сметной документации на строительство новой партии ДОУ в 2010 году. Попутно решается задача по возвращении зданий, перепрофилированных в свое время из детских учреждений для различных ведомств и сторонних организаций. Предполагается, что ежегодно город сможет за счет бюджета вводить в эксплуатацию более тысячи мест для детей, будут строиться частные детские сады.


Несмотря на трудности, немало внимания уделяется также созданию условий для укрепления здоровья населения. С этой целью будет продолжено строительство уже высоко оцененных гражданами физкультурно-оздоровительных комплексов. В бюджете следующего года заложены средства на строительство ФОКа в Верх-Исетском районе. Этот объект еще будет стандартным, но в трехлетнем плане предусматривается проектирование подобных сооружений уже другого, более высокого уровня.


Как говорилось выше, немало внимания уделено в основном финансовом документе города дорожному строительству. К примеру, предусматривается около двух миллиардов рублей на то, чтобы в 2010 году сдать в эксплуатацию станцию метро «Ботаническая». Насколько это улучшит ситуацию на дорогах немалой территории мегаполиса, думаю, даже говорить не стоит. Еще полтора миллиарда в проекте бюджета закладывается на строительство уже упоминавшихся развязок, а также на ремонты, реконструкцию и строительство новых дорог.

— И все-таки при такой многоплановости бюджета, что бы вы назвали в этом документе его главной особенностью?

— Это его социальная направленность. 59 процентов запланированных средств планируется потратить именно на эти цели. К примеру, предусмотрены расходы в сумме 200 миллионов рублей на компенсацию права льготного проезда в городском транспорте пенсионеров и ряда других категорий населения, не вошедших в федеральный и областной регистры.


Переход на монетизацию этой услуги на последнем заседании областной Думы, принят в третьем, последнем чтении. Лично меня проголосованный вариант не устраивает. Дело в том, что таким, на мой взгляд, слишком жестким решением, монетизация льгот на транспорте вводится с 1 февраля 2009 года. Непонятно, для чего такая спешка в затрагивающем интересы огромного числа людей вопросе? А ведь прежде чем начнется работа с гражданами, документ должна одобрить Палата представителей и подписать губернатор. Нам в городе нужно составить свой реестр пенсионеров, не обладающих федеральными и областными льготами. Времени же остается в обрез. В то же время кадров, которым придется этим заниматься в авральном порядке, в муниципалитетах крайне мало. Ведь при разделении полномочий между уровнями власти функции социальной защиты перешли в ведение области. Об этом говорит федеральный закон.


Мы в свою очередь предлагали областным коллегам отодвинуть переход на монетизацию транспортных льгот, как и на коммунальные услуги, на вторую половину года. Это позволяло бы сделать болезненную для людей процедуру все же более щадящей. Да и у городских властей остаются не до конца решенными финансовые вопросы. Деньги в бюджете муниципалитета ведь заложены для выплат пенсионерам в размере оговариваемых областью 275 рублей. Предполагается, что на них можно будет приобрести проездной билет на один вид городского транспорта. Но ведь среднестатистический стоит около 650 рублей. Откуда брать деньги на компенсацию этой разницы? Вопрос для бюджета города очень серьезный.


Что касается рассмотрения в городской Думе бюджета в целом, то я подписал постановление о порядке его рассмотрения комиссиями городской Думы. Предварительное обсуждение проекта займет две недели. Должны пройти также общественные слушания, дающие возможность горожанам высказать свое мнение как об отдельных разделах, так и оценить документ в целом. Первое чтение основного финансового документа предполагается провести 9 декабря. Во втором, окончательном чтении мы намерены рассмотреть основной финансовый документ уральской столицы 23 декабря 2008 года.

Беседу вела Любовь Минина ("Уральский рабочий")

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus