Среда 7 Декабрь 2016, 13:40
Движение плотное
Главная страница > Новости > Интервью > Владимир Мостовщиков: «Наша избирательная система соответствует всем мировым стандартам»

Владимир Мостовщиков: «Наша избирательная система соответствует всем мировым стандартам»

26 декабря 2008 16:29

Мы продолжаем цикл публикаций — в рамках сотрудничества с Екатеринбургским межтерриториальным центром по реализации программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов и координации информационно-разъяснительной деятельности, — посвященных 15-летию избирательной системы Российской Федерации и в преддверии выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы, которые состоятся 1 марта 2009 года.


Сегодня гость редакции — председатель избирательной комиссии Свердловской области Владимир Мостовщиков.

— Владимир Дмитриевич, избирательная система новой России выстроена, я так полагаю, в полном соответствии с Конституцией РФ, которой мы на днях также отметили 15 лет. Какой путь пройден в ее становлении, в чем основные, на ваш взгляд, особенности российской избирательной системы?

— В принципе, избирательная система в России даже чуть старше Конституции. Все началось, если помните, с известных указов Президента Бориса Николаевича Ельцина в сентябре-октябре 1993 года о поэтапной конституционной реформе, о временных положениях по выборам депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, о формировании Центральной избирательной комиссии. А Конституция была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.


Но авторам указов было известно — ведь проект Конституции разрабатывался полностью в Администрации Президента, — что многое из того, что в них было, отразится и в Основном Законе. А потому с полным основанием можно утверждать, что основы избирательной системы России заложены в Конституции РФ. Хотя если сравнивать нынешнюю Конституцию с ее предшественницами, то в отличие от них мы не найдем специальной главы или статьи конкретно об избирательной системе. Зато в действующей Конституции сразу же, в первых главах, в качестве краеугольного камня всей российской государственности, записано, что основным источником власти в России является народ, он осуществляет свою власть непосредственно путем референдума и свободных выборов либо через избираемые им органы государственной власти или органы местного самоуправления.


Из других отличий нашей избирательной системы, например, по сравнению с другими странами, я бы назвал то, что ее неотъемлемой частью является система избирательных комиссий. Законодательство о выборах есть во всех цивилизованных странах, но такой элемент, как избирательные комиссии, присутствует не везде. Скажем, в Германии выборы проводит система органов внутренних дел. А в США нет как таковых федеральных выборов — хотя там выбирают вроде бы всей страной президента, сенат и конгресс, — которые бы организовывала центральная избирательная комиссия, по аналогии с нашей. Там все федеральные выборы проходят непосредственно в каждом штате по законам данного штата. В то время как в нашей стране есть федеральный закон о выборах Президента и федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы. А законы субъектов Федерации регулируют только выборы в органы власти субъектов РФ и выборы в органы местного самоуправления. У нас выстроена строгая система избирательных комиссий, у нас все ранжировано по уровню власти.


Ну, и еще два отличительных момента, о которых следует упомянуть. Это уникальная Государственная автоматизированная система («ГАС Выборы»), таковых в мире вообще не существует, хотя все электронные достижения, конечно же, применяются везде. И у нас не менее уникальная система правового просвещения граждан. Есть федеральная целевая программа, на которую выделяются федеральные средства; во многих субъектах Федерации, в том числе в Свердловской области, есть свои целевые программы, которые финансируются из бюджетов регионов. И исторически так получилось, что именно система избирательных комиссий — единственный вид государственных органов, которые занимаются этой проблематикой.


Есть, конечно, и другие, менее значимые отличия, но они связаны, на мой взгляд, с тем, что у нас еще молодое законодательство, и нам есть куда развиваться. Одно можно сказать точно: наша избирательная система выдержала проверку временем. И она соответствует всем общепринятым мировым стандартам. Выборы у нас демократические. Всеобщие, равные, прямые, тайные, обязательные, своевременные, альтернативные. И все эти требования закреплены в российском законодательстве.

— Есть какие-то особенности избирательной системы в пределах Свердловской области?

— Наш регион был и остается в этом вопросе одним из передовых субъектов Федерации. Мы были одними из первых, кто принял свой Устав и законы о выборах, а потом на основе этих законов приняли Избирательный кодекс, и он признан модельным для других субъектов РФ; и даже идут на серьезном уровне консультации по поводу принятия федерального избирательного кодекса, где бы использовался опыт Среднего Урала.


Мы были одними из немногих, и буквально до прошлого года оставались, по сути, единственным субъектом Федерации, который на выборах органов власти принял мажоритарную систему абсолютного большинства. У нас несколько лет назад еще главы поселков избирались в два тура, не говоря уж о губернаторе или главах муниципалитетов, тогда как во многих субъектах Федерации все избирались в один тур, при относительном большинстве голосов.


У нас в области, как известно, двухпалатный парламент — нигде в регионах этого нет, есть только двухпалатное Федеральное Собрание. Мы долгие годы, с 1996-го, были единственным субъектом Федерации, который выбирал нижнюю палату по партийным спискам. Некоторые считают, что это некий отход от общих принципов, которые применяются в России. Можно с этим соглашаться, но я лично считаю, что одним из основных признаков парламента во всем мире считается наличие в нем двух палат. Одна принимает законы, другая (так называемая верхняя) имеет право их оценить с учетом интереса конкретного сообщества людей.


Или возьмем такой аспект, как возможность выбора избирательной системы при формировании органов местного самоуправления. В Избирательном кодексе области закреплено право муниципалитетов самостоятельно выбирать тот вид избирательной системы, какой они считают для себя более оптимальным. Это может быть мажоритарная избирательная система, относительного либо абсолютного большинства (то есть когда для победы надо получить более половины голосов избирателей); это может быть одномандатная либо многомандатная избирательная система; или сочетание одно- и разномандатных округов; может быть предусмотрено избрание депутатов по партийным спискам Все это решается в конкретном муниципальном образовании —с учетом мнения граждан и в их интересах. Наше областное законодательство выстроено так, чтобы отвечать на все потребности граждан, но, естественно, оно соответствует, не выходит за рамки границ федерального законодательства и, само собой, — Конституции.

— Очередной единый день голосования состоится в нашей стране 1 марта 2009 года. Будут проходить выборы и в Свердловской области. В Екатеринбурге горожане будут избирать городскую Думу. Какие, на ваш взгляд, есть особенности в нынешних кампаниях?

— На территории Свердловской области в первый весенний день будут избираться 16 глав муниципалитетов, 5 представительных органов местного самоуправления и еще 7 депутатов по дополнительным выборам в муниципальных образованиях. Более 1,6 миллиона граждан смогут принять участие в этих выборах — почти половина всех избирателей Свердловской области. Что касается глав муниципалитетов, то наибольший интерес, на мой взгляд, представят выборы глав в таких территориях, как Североуральск, Краснотурьинск, Карпинск, Качканар, Режевской городской округ, Белоярский район, город Ирбит, Ирбитский район, Ачитский, Шалинский районы — я называю их по-старому, чтобы читателям было понятно. Выборы глав городов и районов всегда воспринимаются как основные в местном самоуправлении, потому что все прекрасно понимают: многое зависит от того, кто руководит деятельностью муниципальных органов власти на местах, а как ни крути, глава муниципалитета — это высшее должностное лицо. От его действий, от его авторитета, квалификации зависит все: социальная жизнь, развитие.


Из выборов представительных органов власти наибольший, если не главный интерес представляют, конечно же, выборы в Екатеринбургскую городскую Думу. Я вот недавно был в связи с юбилеем Конституции РФ в Центральной избирательной комиссии, так там через все разговоры красной нитью шло, что выборы в городскую Думу Екатеринбурга сопоставимы с выборами в законодательные органы любого субъекта Федерации. Вот такой высокий авторитет у нашей городской Думы. Так что внимание к этим выборам в столице Урала будет большое, в том числе и со стороны федерального центра.


На мой взгляд, выборы в Екатеринбургскую городскую Думу будут очень интересными, напряженными и очень активными — и с точки зрения участия основных политических игроков, да и по участию избирателей. На 35 округов, думаю, наберется не меньше 250—300 кандидатов. И это нормально для почти полуторамиллионного города, где порядка миллиона человек — избиратели.


Учитывая особенности момента, в котором мы находимся, я имею в виду в финансово-экономическом плане, серьезными средствами кандидаты, их штабы и команды вряд ли будут располагать. А потому можно прогнозировать применение нестандартных форм и методов воздействия на избирателей, кто-то вспомнит прошлое…

— Ближе к народу станут? Пойдут общаться непосредственно, лицом к лицу?

— …Именно. Вероятно, более активно будут применяться такие формы, как собрания, митинги, встречи с избирателями на производстве, в коллективах учебных заведений, в наших вечерних учреждениях, учреждениях культуры, то есть там, где наши граждане работают, ну и по месту жительства. Это позволит каждому кандидату, его представителям, непосредственно общаясь с избирателями, изложить свое видение, свою программу.


В принципе, я думаю, что эта избирательная кампания будет способствовать повышению внимания граждан к непосредственному участию в выборах, оттого и явку ожидаем высокой.

— Избирательная комиссия области напрямую не участвует в организации выборов в органы местного самоуправления. Но, так или иначе, все нити сходятся к вам. Каким образом это происходит?

— Все комиссии, которые являются основными организаторами выборов, сформированы нами и нами же обучены. И Избирательная комиссия Свердловской области держит на контроле каждый шаг любой избирательной комиссии. Не случайно в ходе октябрьской кампании ни один из судебных споров — а их было 37 — по поводу решений, принятых избирательными комиссиями, мы не проиграли! Это показатель высокой профессиональной готовности и строгого следования законам.


В Екатеринбурге мы работаем в тесном контакте с городской избирательной комиссией. Сейчас впервые в истории выборов районные избирательные комиссии, образованные на территории каждого района города, будут участвовать в выборах депутатов городской Думы на законных основаниях. Мы своим решением разделили между ними полномочия. Городская комиссия вместе с окружными занимается деятельностью кандидатов в депутаты — выдвижение, регистрация, ведение агитации, финансирование кампании. А организацией деятельности участковых избирательных комиссий, их формированием, подготовкой, финансированием, обеспечением помещениями, техникой и оборудованием, организацией голосования, включая досрочное, — всем этим будут заниматься районные избирательные комиссии.


Все комиссии на территории Екатеринбурга прекрасно подготовлены с профессиональной точки зрения, все вопросы они будут решать так, чтобы каждый избиратель города смог проголосовать и был уверен, что его голос учтен так, как он его отметил в тексте бюллетеня.

Беседу вел Виктор Толстенко ("Вечерний Екатеринбург")

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus