Воскресенье 11 Декабрь 2016, 07:16
На дорогах свободно
Главная страница > Новости > Интервью > Интервью с директором Института экономики УрО РАН, председателем Общественной палаты Екатеринбурга Александром Ивановичем Татаркиным

Интервью с директором Института экономики УрО РАН, председателем Общественной палаты Екатеринбурга Александром Ивановичем Татаркиным

27 января 2009 17:05

Все вопросы, поступившие с 12:00 29 декабря 2008 года до 12:00 12 января 2009 года по линии "Гость портала", были направлены Александру Ивановичу Татаркину. 27 января 2009 года Официальный портал Екатеринбурга опубликовал ответы директора Института экономики УрО РАН, председателя Общественной палаты Екатеринбурга в виде интервью.


Автор: Tadas Masenas


Uvož.Aleksandr Ivanovič pomogite mne polučt informaciju omeste zacharonenija žertv terora na 14km. trakta Ekaterinenburg-Novouralsk.1993g ja tam ustanovil skromny pametnik kotory 1995g programa <VREME>.Pametnik moemu otcu MASENAS-MASEVIČIUS KLEMAS 1900-1942 rstrelen v Ekaternburge 1942g.pokazala vsei ROSII.Prošlo16let.Kak eto mesto vigledit teper,i možno li tam na obšem pametnike napisat imia moego otca.Za uslugu rasčitajus Vam priemlemim sposobom.S uvaženiem Tadas Masenas   +37061092576   t.masenas@gmail.com


Уважаемый Александр Иванович, помогите мне получить информацию о месте захоронения жертв террора на 14 км тракта Екатеринбург-Новоуральск. В 1993 году я установил там скромный памятник, который в 1995 году программа «Время» (памятник моему отцу МАСЕНАС-МАСЕВИЧИУС КРЕМАС (MASENAS-MASEVIČIUS KLEMAS) 1900-1942, расстрелян в Екатеринбурге в 1942 году), показала всей России. Прошло 16 лет. Как это место выглядит теперь и можно ли там на общем памятнике написать имя моего отца. За услугу рассчитаюсь с Вами приемлемым способом. С уважением Тадас Масенас (   +37061092576   t.masenas@gmail.com)


Ваш вопрос находится в компетенции органов власти Свердловской области, поэтому Ваше письмо с координатами будет передано в соответствующее подразделение.


Автор: Юшков Павел


Александр Иванович, в Ваших работах по экономической безопасности регионов (приблизительно 98 год), была предложена интересная система предельно - критических показателей. В ней сравнивались предельные значения в мировой практике с показателями в РФ, на основе чего формировались вероятные социальные, экономические, экологические, духовные и др. последствия. Получила ли дальнейшее развитие данная тема исследований и будет ли проводится подобная оценка УрФО в связи с наступившим кризисом (если да, то что принимать базой для сравнения если в мире происходят схожие кризисные явления)? развитие данная тема исследований и будет ли проводится подобная оценка УрФО в связи с наступившим кризисом?


Научные исследования по диагностике экономической безопасности регионов России начаты сотрудниками Института экономики УрО РАН еще в Советский период (1989 год) на примере Свердловской и Челябинской областей и Башкирской АР в связи с обострением проблемы реконструкции промышленности и устранения социальных диспропорций в развитии. В последствии, с 1993 г. сотрудники Института расширили спектр исследований до трех направлений:
1. Промышленная безопасность регионов Российской Федерации оценивалась по более чем 20 показателям (индикаторам);
2. Социальная безопасность регионов РФ оценивалась по 16 показателям (индикаторам);
3. Экологическая безопасность регионов России оценивалась по 6 показателям (индикаторам).


Проблема экономической безопасности РФ и ее регионов – проблема сложная и многогранная. Именно поэтому, в последствии (1994, 1998 гг.) стали выделять из названных выше направлений экономической безопасности финансовую и банковскую безопасность (В.К. Сенчагов, г. Москва), энергетическую безопасность России и ее регионов (А.А. Макаров, г. Москва; Н.Я. Воропай, г. Иркутск; А.А. Куклин, г. Екатеринбург и др.), теневую экономику и ее динамику по отраслям и регионам России (Институт экономики УрО РАН, В.Ф. Яковлев, г. Москва и другие).


И до кризиса и сейчас в Институте экономики ведутся исследования по данной проблематике с учетом выделенных Правительством РФ приоритетов развития. В частности, всесторонне исследуются проблемы демографической безопасности регионов России (монография 2008 г.), качества жизни населения регионов России как условие повышения социально-экономической стабильности в обществе, диагностика и меры по нейтрализации теневого сектора в регионах повышенного риска, научно-технологическая безопасность регионов УрФО и России и другие направления экономической безопасности.


Автор: Василий Жданов, студент


Современные историки любят вспоминать о том, что до 1974 года (последней советской паспортной реформы) паспорта крестьянам не выдавали, и это, дескать, служило основным инструментом для закрепощения крестьян. В то же время большое число представителей советской элиты (ученые, писатели, политики и т. п.) – выходцы из сел и деревень, не говоря уже о рабочем классе, в эпоху сталинской индустриализации сформировавшемся в значительной доле из числа бывших крестьян. Александр Иванович, как Вы считаете, было все-таки крепостное право на селе или нет? И сложно ли было получить советский паспорт лично Вам?


Безусловно, отдельные элементы административного ограничения на свободу передвижения выходцев сельской местности существовали до 1954 г. С 1954 г. любой житель сельской местности мог свободно получить паспорт и выехать в город на учебу, на работу по призыву (комсомольские стройки, освоение новых предприятий) или набору работников на промышленные предприятия.


Желание учиться или продолжать учебу открывало молодежи из села все двери в любое учебное заведение за государственный счет (были даже квоты для выходцев из сельской местности для поступления в престижные ВУЗы СССР: МГИМО, МГУ и др.). Более того, после службы в Армии можно было устроиться на работу в любой город без всяких ограничений.


Что касается меня, то после окончания 8-ми классов Горьковской средней школы Чесменского района Челябинской области и успешной сдачи вступительных экзаменов, я в 1961 году поступил в Троицкий сельскохозяйственный техникум на экономическое отделение. Никаких ограничений в передвижении по стране я не испытывал.


Автор: Вагит Ягофаров


Хорошо помню последние годы перестройки: пустые полки магазинов, в 1990-91 годах доходило даже до того, что иногда на несколько дней с прилавков исчезало святое-святых – хлеб. Между тем фабрики, заводы, колхозы и совхозы тогда продолжали работать; резкий спад объемов производства начался в 1992-93 годах. Как тогда объяснить повсеместное отсутствие товаров в магазинах на излете горбачевской эпохи? Сознательное вредительство, саботаж? Ведь после либерализации цен 2 января 1992 года товары в магазинах «волшебным образом» появились (доля импорта тогда еще была не столь значительна).


Отсутствие товаров на прилавках магазинов в 1990-1991 году действительно было и очень удручающе действовало на настроение и психологию населения. Причин называют много и разных. На мой взгляд среди них две основные. Первая – теоретико-методологическая концепция опережающего развития средств производства в сравнении с производством предметов личного потребления не позволяла советским партийным руководителям ускоренно развивать производство товаров для личного потребления. Вся история СССР по существу стала историей Индустриализации в ущерб производству товаров, услуг и продуктов питания для населения. Пик этого «теоретического тупика» пришелся на конец 80-х- начало 90-х годов XX века. Вторая – ориентация на импорт товаров опустошила бюджет и исчерпала золотовалютные резервы СССР, особенно в связи с резким понижением цен на энергоресурсы в этот период, что ограничивало возможности товарного обеспечения потребительского спроса. Нельзя сбрасывать со счетов и панического настроения у населения, которое закупало товары, особенно продукты питания, впрок. По оценкам, в 1990 г. у населения были более чем годовые запасы соли, сахара, крупы, макарон, муки и почти 2-х годовые запасы растительного масла и более чем2-х годовые запасы консервов.


Автор: Андрей


Импорт зерна в Союз ССР начался в 1962 году и достиг порядка 737 миллиардов пудов зерна в 1985-м (по данным учебника «Новейшая история России» под ред. проф. Филиппова). Сейчас русские власти заявляют о том, что наша страна вновь стала экспортером зерна. Александр Иванович, объясните, как такое возможно при продолжающемся спаде в сельском хозяйстве? Кто врет: современные власти или учебники истории? Или, может, я дурак чего-то не понимаю?


Импорт зерна в Советский Союз с 1962 г. объяснялся двумя причинами. С одной стороны, заметно снизился валовой сбор зерновых из-за неудачных экспериментов с «поголовной коллективизацией», переходом на новые, но на приспособленные к нашим условиям севообороты, жестким партийным руководством селом, остаточным принципом его финансирования и др. Подобные эксперименты снижали трудовую мотивацию работников села и вели к сокращению продуктивности сельского хозяйства в целом. С другой, Советский Союз значительную часть сельскохозпродукции использовал на оказание «бескорыстной» помощи странам, освободившимся от колониальной зависимости и социалистического лагеря. По этим причинам и получался дефицит зерна.


Нынешний экспорт зерна из РФ – это скорее «наметившаяся тенденция», но не закономерность объясняется урожайными годами, заметным сокращением потребления хлеба населением и сокращением «бескорыстной» помощи.


Автор: Феликс Майский


Александр Иванович, как член НКС при минвнудел по теневой экономике, Вы, верно, полагаете, что одними экономическими мерами теневую экономику не искоренить – требуется и серьезное вмешательство репрессивных (силовых) органов. Что в первую очередь мешает МВД бороться с теневым сектором? Честное слово, все чаще хочется воскресить Николая Ивановича Ежова, и стальной метлой пройтись по всей этой системе, вычистив наши предприятия и органы власти от вредительских элементов, окопавшихся на теле нашей Родины. Консервативных методов эта падаль не боится – нужен безжалостный хирург с острым скальпелем в ежовых рукавицах. Как считаете Вы?


Да, действительно, одними призывами и экономическими мерами теневую экономику не искоренить. И в этом Вы, безусловно, правы. Необходима общественная атмосфера нетерпимости к дельцам теневого сектора при строгом, неотвратимом и публичном привлечении их к уголовной ответственности. Наверное, мог бы с этим делом справиться и Н.И. Ежов, но исключительно в пределах закона, а не на основе «анонимного доносительства», которое по оценкам на 45% было ложным и основывалось на «сведении счетов». Важно при этом иметь в виду, что теневую экономику искоренить полностью невозможно. Даже когда общество развивается стабильно и сбалансировано, а экономика находится в «зените» развития, есть сферы деятельности, которые требуют особого периода для выхода на режим стабильной работы (патентования, лицензирования и др.). Часто этот период затягивается по объективным причинам, но люди работают и производят продукцию, предоставляют услуги. Разве можно их «острым скальпелем» обрезать?


Автор: Фазиль Акрамов


Оцените, пожалуйста, действия наших либеральных экономистов в ельцинскую эпоху. Их ошибки – следствие неопытности или проявление злонамеренного умысла?


Если пользоваться дольной системой оценок, то действия либеральных экономистов ельцинской поры более чем на «троечку с минусом» не тянут. И вот почему. С одной стороны, они неплохо знакомы с неолиберальными теориями рыночного хозяйства (монетарной теорией, эволюционной и др.), были полны желания «за 500 дней» переустроить Советский Союз. А если Международный валютный фонд даст кредит в 24 млрд. долларов, они готовы были все население России сделать богатыми и счастливыми. Но знание теории не смогло гарантировать страну от разрухи, а население – от огромных жертв и потерь! Возникает вопрос – почему так получилось?


И вот здесь возникает потребность взглянуть на другую сторону либеральных экономистов. А она свидетельствует, что эти люди жили и «творили» либо по запасным учебникам, не желая понять, что необходимых условий для «форсированного внедрения» рыночных отношений в России нет. Во-первых, почти 80 процентов россиян проголосовали за сохранение Советского Союза. И для перехода к рыночным отношениям их надо было настойчиво, терпеливо и грамотно убеждать в преимуществах рыночного пути развития и тем самым формировать социальную базу реформ, опирающуюся на поддержку большинства населения. Либо, что и было сделано, насильственно «загонять большинство населения в рынок» калеча, унижая и травмируя собственное население обманом, непродуманностью, поспешностью и ценой огромных потерь (материальных, духовных, человеческих). Во-вторых, цели реформ и механизмы их реализации исключали возможность обеспечить каждому россиянину сохранение прежнего социального статуса, а отражали интересы той группы Российского общества, которые постоянно находились в конфликте с законодательством, либо умели быстро и безболезненно приспосабливаться с выгодой для себя к любой общественно-политической ситуации (часть партийной, комсомольской и профсоюзной номенклатуры, часть научной и творческой интеллигенции). Они и стали «законодателями» и основными проводниками рыночных реформ, основным идеологическим лозунгом которых в очередной раз стал негласный призыв – «Мы за ценой не постоим!!!».


Автор: Александр Иванович Кузнецов


Александр Иванович, можно ли сейчас хотя бы приблизительно обозначить сроки окончания экономического кризиса? И второй вопрос: по Вашим оценкам, в России он будет проходить меньше, столько же или дольше, нежели в мире в целом?


Сроки окончания экономического кризиса будут зависеть от двух обстоятельств. Первое – от поведения мирового сообщества и прежде всего развитых стран, их желания согласованно устранять причины и минимизировать его последствия для каждой страны, а не только для своей. Пока работа в этом направлении продвигается медленно и с большими издержками. Сформирована «группа 20-ти», но принятие ей антикризисных мер отложено до весны этого года. А пока тон кризисным процессам продолжает задавать мировой спекулятивный капитал, имеющий возможность даже из кризиса извлекать монопольный доход. Второе – от оперативности, системности и действенности мер российского правительства по нейтрализации причин кризиса и минимизации его последствий для российской экономики и российского населения. И если первое впечатление о готовности отдельных членов правительства к работе в условиях мирового кризиса вызывало беспокойство своим «шапкозаконодательским» настроем, то последующие члены – в целом вызывают понимание своим профессиональным подходом (поддержка реального сектора, малого и среднего бизнеса, социальная адресная поддержка и другие). При консолидации усилий власти, науки, бизнеса и населения накал кризиса можно «притупить» в России к сентябрю 2009 года, хотя его отдельные очаги могут «тлеть и коптить» вплоть до 2010 и даже 2011 гг. Но это, повторюсь, если не будет допущено серьезных ошибок тактического и стратегического характера нашим руководством.


Автор: Ефим Никитич


Россия и ВТО. Переговоры сейчас заморожены, но ранее Владимир Путин неоднократно заявлял о желательности вступления России в эту организацию. Поддерживаете ли Вы точку зрения Президента? Что приобретет наша страна и что потеряет в результате вступления в ВТО?


Бесспорно, позиция Президента РФ о необходимости вступления России в ВТО разделяется большинством экономистов, в том числе и мною. Участвовать в процессах глобализации и не быть членом ВТО – это нереально. Другое дело, в каком качестве и на каких условиях становиться членом ВТО? Эти вопросы требуют не только дальнейшего обсуждения, торга, но и принципиального отказа. Последнее касается, в частности, тарифов на энергоносители в России и некоторых других проблем, касающихся отношений России с отдельными странами.


Автор: Бурмистров В.Д.


Александр Иванович, здравствуйте! Считаете ли вы целесообразным вхождение в состав Екатеринбурга пригородов (В.Пышма, Первоуральск, Ревда, Березовский, Арамиль, Сысерть, Дегтярск и тд)? Если да, то каким образом, в каком виде и когда? Спасибо


Идея создания мегаполиса «Большой Екатеринбург» на основе присоединения к городу Екатеринбургу городов В.Пышма, Березовский, Арамиль, Дегтярск и других – идея не новая. Она зародилась еще в годы Советской власти под влиянием двух объективных процессов. С одной стороны, усиливающаяся кооперация промышленности требовала создания единой инфраструктуры (транспортной, научной, информационной и т.п.), формирования сложных производственных комплексов и других мер. С другой – под эти процессы требовалась единая сбалансированная в пространстве и времени социальная политика кадрового обеспечения развивающегося производства. Объединение предполагается осуществить на основе предварительного решения городских органов власти и посредством референдума в несколько этапов, по согласованному всеми плану – программе.


На первом этапе предполагается более тесное взаимодействие городских исполнительных и законодательных органов власти в совместном и согласованном принятии решений, по развитию межгородского транспорта, строительству совместных объектов (логистических, торговых, производственных, энергетических, коммунальных и др.), подготовки кадров и т.п. Предполагается и солидарное финансирование этих проектов из средств городских бюджетов.


На втором и последующих этапах – создание единых органов по координации деятельности городов, формирование совместных депутатских комиссий и только после этих мер – разрабатывать единый стратегический план развития и формировать единые органы, законодательные и исполнительные.


У этой идеи есть много сторонников, но есть и противники, которые под флагом «всестороннего обсуждения» пытаются сохранять изолированность, перекладывая на власти Екатеринбурга решение многих проблем занятости, развития межгородской инфраструктуры и др. Надеюсь, что к 2020 г. этот вопрос может быть решен и проект объединения начнет осуществляться.


Автор: Вадим Шепелев


Доброго времени суток! У нас в городе есть стратегический план развития. Принят он был, если я не ошибаюсь, пять-шесть лет назад. С тех пор много воды утекло, многое поменялось… Вы как один из авторов и разработчиков этого плана собираетесь вносить изменения в данный документ. Меня как автомобилиста прежде всего интересует транспортный вопрос.


Стратегический план развития города был принят в начале 2001 года и уже неоднократно дополнялся и уточнялся как в части включения в него новых направлений деятельности и мероприятий по реализации приоритетов стратегического плана, так и в части детализации уже принятых и реализуемых проектов. Это касается и проблемы внутригородского движения автотранспорта. В частности, разработана и одобрена на Координационном Совете под председательством мэра города Аркадия Михайловича Чернецкого развернутая программа по транспорту. В нее включен ряд подпрограмм, в т.ч. продолжение строительства специализированных многоэтажных стоянок и других. Часть мероприятий этой программы уже реализована (район Сортировки), часть реализуется (ул. Московская- Декабристов-Фурманова; ул. Токарей – Репина и др.). В адрес Координационного Совета поступает много предложений от жителей города, которые содержат очень рациональные предложения по оптимизации автотранспортного движения по городу, организации ограничений и повышению дисциплины на дороге, созданию общественных советов по проблемам транспорта, в том числе и при Общественной палате города.


Автор: Петр Семенович Мальков


Александр Иванович, здравствуйте! По Вашему мнению, каков самый главный итог (промежуточный, конечно) работы Общественной палаты Екатеринбурга?


Главным итогом работы Общественной палаты города считаю сам процесс формирования одного из важнейших Институтов Гражданского общества в городе Екатеринбурге. За полтора года работы Общественной палаты разработаны и приняты Положения о комиссиях и рабочих группах Палаты, решены вопросы с помещением, техническим и финансовым обеспечением ее работы, оформлена ее регистрация и определены формы ее взаимодействия с исполнительными и законодательными органами города.


Серьезным результатом работы Общественной палаты считаю публичное обсуждение обращения горожан по:
1. Обеспечению горожан льготными лекарствами, по результатам которого Минздрав области повысил городу квоту на льготные лекарства на второе полугодие 2008 г.;
2. Монетизации льгот в городе, в результате которого депутаты городской Думы и мэр города приняли решение за счет городского бюджета сохранить льготы на проезд до конца 2008 года и первое полугодие 2009 г., хотя все субъекты РФ льготы уже монетизировали;
3. Контролю за проведением жилищно-коммунальной реформы в городе. Признанию необходимым по результатам выступления руководителя областной энергетической Комиссии Н.А. Подкопая и членов Общественной палаты обратиться через депутатов Государственной Думы от города в Правительство РФ с предложением более жесткого контроля за тарифами на газ, электроэнергию и коммунальные услуги. В адрес отдельных коммунальных служб города высказаны предложения городским службам по улучшению работы ТОСов, ТСЖ, коммунальных служб районов.


Автор: Ирина Сергеевна


Скажите, пожалуйста, каким образом можно передать свои предложения в Общественную палату?


Свои предложения в Общественную палату города можно передать по факсу 371-02-23 – Татаркину Александру Ивановичу, либо 89122482669 – Гончаренко Эльвире Яковлевне. Адрес Общественной палаты города Екатеринбурга: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 31а, оф. 516.


Автор: Надежда Халикова


Александр Иванович! Какие квалифицированные профессии, на ваш взгляд, будут востребованы через пять – шесть лет?


Через 5-6 лет наибольшим спросом будут пользоваться программисты, специалисты по рекламе, квалифицированные менеджеры, юристы хозяйственно-правовой специализации, экономисты – международники. Ну и, конечно же, специалисты – управленцы по развитию городского хозяйства, квалифицированные рабочие кадры для работы на авторизованных производствах.


Автор: Светлана Абакумова


Каким образом кризис может отразиться на предприятиях оборонной промышленности, не повлечет ли это за собой смену администрации некоторых, не очень успешных предприятий?


Так же как и другие отрасли, кризис охватит и оборонно-промышленный комплекс города. И хотя там ситуация несколько лучше из-за госзаказа, тем не менее возможны проблемы с ограничением инвестиций в развитие, срывами поставок, трудностями с кредитами. Поэтому возможны и сокращения производства, особенно гражданской продукции, и сокращения кадров, и ограничения в реализации социальных программ.


Вселяет оптимизм в этих условиях твердое желание руководителей оборонных предприятий города откликнуться на призыв мэра А.М. Чернецкого и генерального директора завода им. М.И. Калинина Н.И. Клейна воздержаться от массовых сокращений и решать вопросы занятости за счет внутригородской и областной кооперации.


Что касается смены руководства предприятия, то эти вопросы решают или акционеры, или уполномоченный государственный орган.



Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus