Четверг 8 Декабрь 2016, 17:03
Движение плотное
Главная страница > Новости > Интервью > Нет транспорта - нет проблемы?

Нет транспорта - нет проблемы?

17 июля 2009 11:11

Вот уже несколько месяцев длится спор между транспортными предприятиями Екатеринбурга и Региональной энергетической комиссией Свердловской области по поводу того, сколько же должен стоить билет. С одной стороны баррикад - предпринимательская составляющая, которая считает расход и прибыль, а с другой - составляющая популистская, действующая по принципу «чем меньше тариф - тем лучше». За правдой газета «Вечерний Екатеринбург» обратилась к руководителям самых крупных транспортных предприятий Екатеринбурга: генеральному директору ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Александру Мирошнику, директору ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» Ивану Титову и генеральному директору ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» Николаю Герасимову.

- Уважаемые директора, ответьте в начале разговора на самый интересный вопрос. РЭК в лице Николая Подкопая утверждает, что ваши предприятия сработали в 2008 году безубыточно, поэтому жаловаться вам не на что и требовать повышения тарифов нечего. Так ли это?

Н.Герасимов: - Здесь господин Подкопай лукавит. Действительно, 2008 год мы отработали с прибылью 38 миллионов рублей. Однако прибыль была получена не за счет перевозки пассажиров на городских маршрутах, а от выигранных исков к Министерству финансов РФ «О взыскании недополученных компенсаций за перевозку федеральных льготников за 2003-2004 годы» в сумме 175 миллионов рублей.

Если бы мы не выиграли этих судов, убытки предприятия составили бы 137 миллионов рублей, то есть уже в 2008 году реальный тариф составлял 13 рублей 90 копеек.

А.Мирошник: - У нас ситуация точно такая же. Если бы не выигранные суды, убыток от перевозки составил бы 250,6 миллиона рублей. Да и, кстати, рассчитывать ежегодно на такой «куш» не приходится.

- Подождите, а как же быть с тем аргументом РЭК, что сегодня весь транспорт ездит так же замечательно, как раньше? И даже хорошо, что в автобусах стало больше свободных мест: людям ездить комфортнее. Насколько реально сложнее стало транспортникам?

Н.Герасимов: - Краха пока не случилось. Однако финансовое положение предприятия в 2009 году значительно ухудшилось. Те способы и результаты реализации закона о монетизации льгот на транспорте, которые избрали власти Свердловской области, привели к самым негативным последствиям. Компенсации из бюджетов отменены, льготники стали ездить значительно меньше, разница в стоимости билетов из-за льготной цены не компенсируется. Кроме того, все мы ждем, чем закончится иск областной прокуратуры к правительству по поводу суммы компенсации.

Сегодня мы обслуживаем самые убыточные социальные маршруты, себестоимость перевозки пассажира на которых значительно превышает среднюю. Однако другого транспорта в окраинные поселки и районы нет, и людей надо возить на работу и учебу, и таких маршрутов у нас 18 из 38. Коммерческие перевозчики на этих маршрутах не работают.

Следующим фактором, отрицательно повлиявшим на финансовое положение предприятия, стало принятие Постановлением Правительства РФ «Правил перевозки пассажиров городским транспортом», уравнявших тарифы на автобусы и маршрутные такси, что привело к значительному оттоку пассажиров на коммерческий транспорт. Они ведь обслуживают только коммерчески выгодные маршруты. Кроме того, после решения РЭК снизить тариф на маршрутах упал пассажиропоток. Это невыгодно ни маршруткам, ни нам.

За пять месяцев текущего года убытки составили 128 миллионов рублей. Чтобы как-то продержаться, мы были вынуждены брать кредиты, тем самым загоняя себя в долги, что может иметь самые негативные последствия, вплоть до прекращения перевозки пассажиров по льготным проездным документам и остановки предприятия.

А.Мирошник: - Я могу привести конкретные цифры. Убыток за первый квартал 2009 года составил 92,9 миллиона рублей. На выплату заработной платы и оплату электроэнергии оформлены и получены кредиты в объеме 85 миллионов рублей.

Во втором квартале мы были вынуждены уменьшить на 50% выплаты по премиальному положению, и это при средней заработной плате в 14 тысяч 167 рублей, скользящем графике работы, ранних заступлениях на смену - в 04:30 и окончании работ в 24:00.

И.Титов: - У нас ситуация несколько лучше. Но это специфика метрополитенов всех городов мира. В 2008 году мы сработали безубыточно, но 2009 год преподнес неприятный сюрприз. Общая перевозка уменьшилась на 20%! Льготник начал выбирать только один вид транспорта. И зачастую это не метрополитен. Мы вынуждены были разработать меры по сокращению расходов. Сокращены затраты на зарплату более чем на 2 миллиона рублей, приостановлены социальные программы (это наиболее болезненное мероприятие), уменьшены на 14 миллионов затраты на ремонт основных средств, в два раза сокращены расходы на текущее содержание. Мы были вынуждены даже продлить срок носки спецодежды. Я уже не говорю о том, что, несмотря на сокращение расходов электроэнергии, мы заплатили уже на 4 миллиона больше, чем в прошлом году!

Появились у нас и убытки в размере 38,3 миллиона рублей.

- Да, действительно, с вашими аргументами не поспоришь. Цифры говорят сами за себя. Но почему же руководство Региональной энергетической комиссии (РЭК) утверждает, что вы не можете объяснить повышение, и, я процитирую, что «...обосновать новые тарифы не представляет проблем. Просто транспортники сами не знают, чего хотят. То пишут одну цифру - 25 рублей, то другую - 14 рублей, при этом говорят, что себестоимость проезда составляет 14,47 рубля. Где же они тогда будут брать оставшуюся сумму?»

Н.Герасимов: - Сам господин Подкопай знает, что в соответствии с его собственной методикой себестоимость перевозки одного платного пассажира - 25 рублей. Но мы не сумасшедшие! Это нереальный тариф для населения, поэтому все расходы были нами пересчитаны по факту прошлого года. И тариф был получен 14,47 рубля. Мы попросили 14 рублей. Расходы от 47 копеек (28 миллионов рублей) мы планируем покрыть за счет оптимизации экономических потоков.

А.Мирошник: - Я подтверждаю слова коллеги. Действительно, 14 апреля 2009 года в соответствии с методикой РЭК нами были поданы расчетные материалы на утверждение индивидуального тарифа в размере 17 рублей 76 копеек. Однако нам было отказано по ряду причин.

Например: не учитываются индексы цен, установленные Минэкономразвития России на 2009 год (108,4%); не учтен платежеспособный спрос населения, и создаются условия, ведущие к сокращению пассажиропотока; повышение тарифа до 18 рублей приводит к ухудшению транспортного обслуживания населения. РЭК сам нас вынудил направить им другую цену.

При данном тарифе средняя заработная плата остается на прежнем уровне, выполнить в полном объеме план капитального ремонта верхнего строения трамвайного пути не представляется возможным, уровень технического обслуживания подвижного состава снижается, ремонты линий контактной и кабельных сетей производятся только на аварийных участках. В дальнейшем это приведет к снижению безопасности перевозки пассажиров.

И.Титов: - Ну, у нас себестоимость перевозки пассажира 14 рублей 17 копеек. Мы также обратились в РЭК с обоснованием тарифа в 14 рублей.

- Да, кстати, если речь идет об оптимизации расходов. Как вы относитесь к предложению РЭК сократить 30% подвижного состава?

А.Мирошник: - Мы не можем этого сделать! Во всех транспортных предприятиях работают 10 000 человек. Это больше, чем на Уралмаше. Помните, что было, когда там пытались сократить одну тысячу? А у нас на улицу вылетят 3 000, в основном женщины из незащищенных слоев населения! Одна безработица подскочит на 20%. Я уже не говорю о том, что они соберутся выйти на улицу.

Н.Герасимов: - Ну, от такой оптимизации первыми пострадают льготные категории пассажиров и пассажиры отдаленных территорий. Мы вынуждены будем убрать автобусы с самых убыточных, то есть социальных маршрутов. Совершенно очевидно, что возникнут серьезные проблемы с доставкой населения из близлежащих населенных пунктов (Уралниисхоз, Калиновка, поселок Медный, озеро Чусовское, Горный щит, Шабры и так далее). Сегодня есть необходимость оптимизации маршрутной сети, и администрация города занимается данным вопросом. Зачастую вместо заявленных коммерсантами 10-15 машин на маршруте ездят вдвое больше. Избыток коммерческого транспорта составляет порядка 40%. Сокращения транспорта не планируется, а вот перераспределение все же будет.

И.Титов: - Уменьшение расходов на содержание и эксплуатацию не может идти бесконечно. И сокращение их на 30% приведет к закрытию метрополитена. То же самое относится и сокращению зарплат специалистов. У нас 56% специалистов с высшим и средним специальным образованием.

- Складывается мнение, что господин Подкопай делает все возможное, чтобы в городе не было муниципального транспорта, а ездили только коммерческие автобусы, и вообще, особой нужды в муниципальном транспорте нет. Дескать, если частные перевозчики удовлетворяют спрос - значит, хорошо. Это здоровая конкуренция. В чем главное преимущество муниципального автотранспорта сейчас, когда не осталось льготников?

А.Мирошник: - Сегодня альтернативы муниципальному транспорту нет вообще. Что такое убрать 30% трамваев, троллейбусов? Это убрать с линии 166 единиц экологически чистого подвижного состава, закрыть порядка 10 востребованных сегодня городских маршрутов. Ясно, что их место сразу же займут автобусы малой вместимости. Если речь идет о «газелях», то это будет не менее 2 тысяч единиц дополнительных автомобилей на улицах города. Чем это чревато - догадаться несложно: ухудшение экологической обстановки, очереди из автобусов на подъездах к остановочным пунктам и так далее. А еще вспомните: когда наступают уральские морозы, сколько «газелей» выходят работать на городские маршруты?

Как показывает зарубежный опыт и опыт многих городов-миллионников (Новосибирска, Самары, Уфы, Казани, Нижнего Новгорода), в свое время муниципальный транспорт там был практически ликвидирован, уступив место коммерческому, что привело к огромным проблемам с перевозкой пассажиров. В результате были потрачены огромные средства на восстановление муниципального транспорта.

Н.Герасимов: - У меня вызывает серьезные сомнения правомерность включения в тарифы 2009 года трем коммерческим перевозчикам инвестиционной составляющей по кредитам на транспорт за 2007-2008 годы при существующих тогда тарифах 20-25 рублей.

У коммерческих перевозчиков нет подвижного состава, соответствующего городскому классу автобусов (большие и средние автобусы). Кроме того, у них нет специальных пунктов технического осмотра подвижного состава перед выездом на линию и по возвращении с линии, работают они вне расписаний, частенько нарушают ПДД и становятся виновниками аварий, так как водителями работают недостаточно квалифицированные кадры.

Давайте представим, что с городских маршрутов исчезли автобусы большой вместимости. Это приведет к значительному увеличению коммерческого транспорта малой вместимости. Ведь один автобус заменяет несколько «Газелей». На улицах города, и без того перегруженного транспортом, значительно возрастет количество «Газелей», а значит, возрастут пробки. Все видят колонны «Газелей» на улицах 8 Марта, возле цирка, возле метро на площади 1905 года, железнодорожного вокзала и так далее. Невыгодные социальные маршруты будут закрыты, ухудшится экология, возрастет количество ДТП.

Основу любой отрасли составляли и будут составлять крупные, устойчиво работающие и профессионально надежные предприятия. Строить серьезную политику развития автомобильного транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения, опираясь только на индивидуальных предпринимателей, невозможно. Город растет, застраивается огромный спальный район «Академический», и, конечно, потребуется значительное количество транспорта большой вместимости.

Комментарий

РЭК действует в разрез с федеральной политикой

Заместитель Главы Екатеринбурга Александр Высокинский:

- Функцией государственного регулирования тарифов является стимулирование развития отдельных сфер экономики. Судя по всему, руководство РЭК в лице Подкопая рассматривает свою функцию в замораживании тарифов. А это идет вразрез с федеральной политикой, в том числе и с выступлением 14 июля Владимира Владимировича Путина, в котором он подчеркнул, что «полное замораживание тарифов, своеобразная тарифная пауза приведет к большим потерям, принесет больше вреда, чем пользы». Система транспорта и ЖКХ в области это подтверждает. Уже сегодня задолженность областных городов по ЖКХ превышает их годовые бюджеты. Она увеличилась с 4 до 12 миллиардов рублей.

Что касается предлагаемого сокращения на 30% муниципального транспорта, то эта мера просто чудовищная. Если даже допустить, что такое произойдет, то без средств к существованию останется более 3 000 человек и членов их семей, 20-процентный рост безработицы в Екатеринбурге выведет Свердловскую область в число первых по стране. А мы, городские власти, будем работать над тем, чтобы не допустить массовых акций протеста.

Фото Антона Буценко. Популисты предлагают нам ездить на таком транспорте?!



Ключевые слова: автобус, александр высокинский, александр мирошник, владимир путин, иван титов, метро, моап, николай герасимов, николай подкопай, рэк, трамвай, троллейбус, тту

Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости

Система Orphus