Четверг 24 Июнь 2021, 05:11
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Общество > История: 105 лет назад аэроплан впервые взмыл в небо над Екатеринбургом

История: 105 лет назад аэроплан впервые взмыл в небо над Екатеринбургом

16 июня 2016 13:29

Первый в истории аэроплан взмыл в небо над Екатеринбургом в июне 1911 года.

Аппаратом управлял авиатор Александр Васильев. Летчик и его машина «Блерио-XI бис» прибыли в город по железной дороге. Жители Екатеринбурга за право попасть на местный ипподром и полюбоваться полетом Васильева платили по 3 рубля - немалые по тем временам деньги.

Екатеринбургская пресса зафиксировала огромный интерес горожан к полету Александра Васильева, отмечает журнал «Столица Урала». Журналист одного из городских изданий восхищался: «Первый полет авиатора А. Васильева на «Блерио» собрал 27 июня на екатеринбургском ипподроме небывалое количество публики. Трибуны, ложи, боковые места, значительно расширенные живой цепью стражников, и дорожки ипподрома - все кишит публикой. Но ее гораздо больше на прилегающей к ипподрому площади и улицах. Около больницы Красного Креста давка. Цепь солдат удерживает стремление толпы взобраться на забор. Заняты все крыши, даже на балконе водокачки в доме братьев Агафуровых видны зрители».

Журналисты другого популярного в то время городского издания так описали аэроплан Васильева: «Самый аппарат на двух велосипедных колесиках представляет из себя опрокинутую набок Эйфелеву башенку. На таких башнях акробаты в цирке вытворяют умопомрачительные вещи, но у акробатов она более фундаментальна. В аппарате «Блерио» она сделана из тонкого орехового дерева со стальными тонкими скреплениями. В широкой части башенки, покоящейся на колесах, гигант-мотор в семь цилиндров, с двумя магнетами, в 70 лошадиных сил, развивающий невероятную быстроту вращения пропеллера, представляющего из себя двухлопастное весло».

Вообще, «Блерио-XI бис» представлял собой одноместный расчалочный среднеплан. Хвостовая часть деревянного фюзеляжа не имела обтяжки, а потому летчик был скрыт лишь по пояс. Шасси у аэроплана было оригинальной разработки - созданное непосредственно инженером Луи Блерио. Оно, по словам экспертов, не встречалось больше ни на одном типе воздушных судов. Историки авиации отмечают, что оно было несколько громоздким, но мягким при взлете и посадке и не боялось боковых ударов. Сзади аэроплан имел две перекрещенные дуги из стальных труб, а в некоторых модификациях - хвостовое колесо. Руль высоты располагался на концах стабилизатора, а площадь крыла составляла 17,5 квадратных метра. Мощность двигателя превышала 50 лошадиных сил. В России «Блерио-XI бис» впервые появился лишь в конце 1910 года, а уже через полгода его полет воочию увидели жители уральской столицы.

В 8 часов 30 минут вечера летчик и его самолет появились на ипподроме. По окончании всех приготовлений последовала череда команд, и аэроплан после короткой пробежки взмыл в воздух. Дальнейшее очевидец описал следующим образом: «Птица» высоко над волнующимися толпами народа совершает свои красивые, плавные полеты. Вот она проносится над ипподромом, наводя страх на наиболее трусливых, боящихся падения и быстро отходящих в сторону. Вот несется над городом, скрываясь из глаз. Совершив несколько кольцеобразных рейсов, авиатор очень красиво и плавно, внезапно остановив мотор недалеко от земли, спустился на ипподром. Аэроплан, прокатившись несколько сажень по земле, совершенно остановился, встреченный громом аплодисментов и криками вполне довольных и удовлетворенных зрителей. Затем аэроплан был проведен на дорожку к павильону, где и был предоставлен осмотру публики».

Кстати, сам пилот был выпускником летной школы Луи Блерио и в совершенстве знал особенности управления техникой данной марки. Историки отмечают, что Васильев был блестящим пилотом, а также инструктором, обучавшим будущих летчиков. Кстати, Екатеринбург принес ему удачу - сразу после полета над уральской землей, в июле 1911 года он выиграл первый перелет «Москва - Петербург» и установил несколько авиационных рекордов, за что даже получил телеграмму от Императора Николая II.

Полет Александра Васильева оказался ярким событием в истории Екатеринбурга, породив в сердцах многих городских мальчишек интерес к авиации. Большая часть таких детей удовлетворила тягу к небу с помощью запусков воздушных змеев, некоторые подростки увлеклись авиамоделированием.

Текст подготовил Тимур Насибуллин (телефон +7 (343) 371-72-97)




Ключевые слова: авиация, история

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Выжили благодаря Свердловску: 80 лет назад Чкалов совершил первый рекордный перелет 23 июля 2016 16:55
История: 280 лет назад был открыт уральский мрамор, украсивший Царское Село 20 июня 2016 12:09
Богатые екатеринбуржцы в XIX веке отказывались отдыхать на Урале 19 июня 2016 13:11
50 лет назад было присвоено первое звание почетного гражданина Свердловска 18 июня 2016 12:35
История: 80 лет назад был создан институт, спроектировавший метро 15 июня 2016 12:42
История: 90 лет назад в Свердловске заработала первая радиостанция 12 июня 2016 12:04
Ровно 65 лет назад началась история керамического завода в столице Урала 10 июня 2016 18:59
История: 75 лет назад состоялся запуск первой турбины уральского завода 16 мая 2016 14:47
Екатеринбургский Рюрикович: исполнилось 330 лет со дня рождения Татищева 30 апреля 2016 16:27

Главные новости