Суббота 30 Май 2020, 13:47
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Общество > Кузница Победы: «сердце» легендарного «Т-34» собиралось на свердловской «турбинке»

Кузница Победы: «сердце» легендарного «Т-34» собиралось на свердловской «турбинке»

10 февраля 2020 13:57

Уральский турбинный завод (УТЗ) 77 лет назад, а тогда завод № 76, был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за образцовое выполнение заданий Правительства по производству танковых дизелей» – так говорилось в Указе Президиума Верховного Совета СССР. Документ был опубликован 20 января 1943 года, а саму награду заводчане получили чуть позже. 

Как сообщили Официальному порталу Екатеринбурга в музее УТЗ, предприятие было образовано 2 октября 1938 года. Изначально его проектом предусматривался выпуск паровых турбин для военно-морского флота. Первую такую машину завод выпустил в мае 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны УТЗ превратился в огромную площадку по производству оборонной продукции и энергетических мощностей. Завод разместил на своей территории эвакуированные предприятия Ленинграда и Харькова. Вместе с оборудованием из этих городов прибыло более трех тысяч эвакуированных инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих Ленинградского Кировского завода, около 900 специалистов Харьковского Турбогенераторного завода имени С. М. Кирова, Ленинградского Невского машиностроительного завода имени В. И. Ленина. Тогда и было сформировано два завода – № 76 по выпуску танковых двигателей Наркомата танковой промышленности и Уральский турбинный завод имени С. М. Кирова Наркомата тяжелого машиностроения.

Главной задачей завода № 76 в годы войны был выпуск двигателей для танков Т-34. К осени 1941 года, завершив технологическую перестройку производства, начался выпуск оборонной продукции: 12 октября собран первый танковый дизель-мотор В2-34. 27 октября 1941 года завершились его испытания, и двигатель был принят военным представителем. Уже в декабре 1941 года работники завода изготовили 204 двигателя. Начав серийный выпуск совершенно новой продукции, через два с половиной месяца после прибытия людей и оборудования на Урал, завод быстро набрал темпы выпуска танковых двигателей. За годы Великой Отечественной войны заводом № 76 выпущено 25 тысяч танковых двигателей В2-34, запасных частей для 15 тысяч танков.

Предприятие держало постоянную связь с Ленинградским, Волховским, Калининским, Юго-Западным и другими фронтами, посылало туда своих работников для оказания помощи частям Красной Армии в организации ремонта боевой техники. Для Уральского добровольческого танкового корпуса создавались ремонтные базы на автомашинах.

За героический труд по выполнению заданий Правительства завод № 76 в 1942 году награжден орденом Ленина. Уже через год он удостоился и ордена Трудового Красного Знамени. Также в 1943 году директору завода Дмитрию Кочеткову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большой состав специалистов завода был награжден орденами и медалями, в том числе главный конструктор по двигателестроению Тимофей Чупахин.

Уральский турбинный завод имени С. М. Кирова в годы войны оставался единственным в СССР турбостроительным заводом, обеспечивающим действующие электростанции запасными частями, от его работы зависела энергетическая безопасность, укрепление военной мощи страны. 

В 1942 году на УТЗ был начат выпуск судовых турбин для кораблей ВМФ. Работники Уральского турбинного завода привлекались к восстановлению кораблей Черноморского флота, участвовавших в обороне Одессы и Севастополя. За совершенствование технологии серийного производства судовых турбин специалистам завода уже после войны, в 1951 году была присуждена Государственная премия.

В годы войны УТЗ выпускал энергетическое оборудование на металлургические заводы, расположенные на востоке страны, энергозапчасти для действующих электростанций. В 1944 году коллектив завода восстановил турбины для Штеровской, Шахтинской, Макеевской, Днепродзержинской, Киевской, Краснодарской, Дубовской, Воронежской и других электростанций. Ремонты турбин, для которых завод делал узлы и детали, часто проводились в сложных прифронтовых условиях. За годы войны было восстановлено и доукомплектовано 32 турбины.

Текст подготовил Вячеслав Костюк, фото utz.ru




Ключевые слова: великая отечественная война, история, утз

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

#ЗояГерой: уральцы вспоминают бессмертный подвиг Космодемьянской 16 февраля 2020 10:40

Главные новости