Пятница 23 Апрель 2021, 07:54
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Интервью > Владимир Лобок: «Создать условия для «малых» — задача государства»

Владимир Лобок: «Создать условия для «малых» — задача государства»

25 августа 2008 15:40

Август — месяц для России неспокойный и, можно сказать, переломный. В 1991 году «перелом» выразился в полной смене общественно-экономической формации, развале империи и расколе общества на кучку супербогачей и статистическое большинство, едва сводящее концы с концами. В августе 1998 года грянул недоброй памяти дефолт. И в обоих случаях экономика страны была спасена от полного краха неприметной армией «малого» бизнеса: в августе 91-го они предотвратили реально угрожавший стране голод, в 98-м заполнили рынок недорогой продукцией отечественного производства. Спустя 17 лет после суматошного старта рыночных реформ мы решили узнать, как живет и развивается сегодня наш малый бизнес, о котором так много говорят и пишут, но который по-прежнему считается одним из самых уязвимых сегментов российской экономики. И узнать напрямую от человека, который знает о малом и среднем предпринимательстве все. Еще бы ему не знать! Ведь Владимир Лобок с 1990 года только тем и занимается, что налаживает мосты между властью и бизнесом, попутно организуя для начинающих предпринимателей «школу молодого бойца». Сегодня Владимир Михайлович — гость нашей рубрики «ВечерОК с «Вечеркой».

Досье ВЕ

Лобок Владимир Михайлович. Родился 17 мая 1954 года в г. Карл-Маркс-Штадт (ГДР). В 1977 году окончил Уральский политехнический институт имени Кирова по специальности инженер-электрик по АСУ. В 1991 году — Академию труда и социальных отношений (Москва) по специальности «экономист-социолог». В 1990 году создал и возглавил Свердловский областной негосударственный фонд развития предпринимательства «Екатеринбургская ассоциация малого бизнеса» (АМБ). С 2001 по 2004 годы в качестве сопредседателя возглавлял Экспертно-консультативный Совет по развитию малого и среднего бизнеса при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе. Является внештатным советником аппарата полпреда УрФО. С 2007 года — председатель Координационного комитета объединения малого и среднего предпринимательства при Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей и первый вице-президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса.

Чем сильнее малый бизнес, тем богаче бюджет

— В отличие от стран Запада, где малый бизнес — дело семейное и передается от поколения к поколению в течение десятилетий, в России первая когорта предпринимателей образовалась из групп, весьма далеких от рыночных реалий: инженеры, комсомольские функционеры, ветераны «горячих точек»… Что лично вас, человека с дипломом инженера-электрика, подвигло заняться проблемами бизнеса, да еще возглавить при этом экспертно-консультативный Совет по развитию малого и среднего бизнеса при полномочном представителе Президента РФ в УрФО?

— Во избежание недоразумений спешу сказать: Совет я уже несколько лет как не возглавляю. Однако сегодня, после указа Президента РФ Дмитрия Медведева о снятии административных ограничений в развитии предпринимательства, эти советы стали заново воссоздаваться по всей стране, в том числе и у нас в регионе. Честно сказать, в прежние годы эта структура была не сильно востребована властью. Это-то и странно: во всем цивилизованном мире общественные организации по поддержке малого и среднего бизнеса создаются за счет государственных ресурсов, а мы в начале 90-х годов организовали нашу Екатеринбургскую Ассоциацию за счет собственной инициативы и фактически дали толчок развитию инфраструктуры предпринимательства в нашем городе. Уже тогда мы поняли, что главная проблема малого и среднего бизнеса — это недостаточное информационное обеспечение, поэтому начали работать именно в этом направлении: сначала выпустили небольшой информационный листок, потом бюллетень, потом уже «замахнулись» на журнал, который сегодня имеет большой тираж и освещает огромный спектр вопросов, первостепенных для наших предпринимателей, от тонкостей налогообложения и бухучета до хозяйственно-трудового права. Ведь у малого и среднего бизнеса нет таких денег, чтобы нанять в штат высококвалифицированного юриста или экономиста. В микропредприятиях директор, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец: он и руководитель, и маркетолог, и рекламщик, и специалист по финансам. А после внесения поправок в Налоговый кодекс рядовым плательщикам ЕНВД стало гораздо труднее сводить концы с концами: им теперь надо либо срочно переходить на общую систему налогообложения, либо как-то диверсифицировать свой бизнес, то есть разнообразить, расширить специализацию деятельности предприятия на рынке. Многие предприниматели, просто чтобы не разориться, идут на всяческие противозаконные ухищрения: например, выдают «серую» зарплату, которая не подлежит налогообложению. Это, разумеется, нарушение… Но давайте задумаемся: что, государству сегодня невыгодно, чтобы бизнес платил нормальные налоги и обеспечивал сотрудников высокой заработной платой? Ведь эти налоги пойдут, так сказать, «в закрома» самого государства, позволят ему повысить уровень жизни работников бюджетной сферы! Выгодно! А значит, государство должно создать условия, при которых предпринимателю, в свою очередь, было бы выгодно платить коллективу не в «конвертах», а вполне официально, и не копейки, а достойные деньги: для начала хотя бы снизить ставку единого социального налога и НДС и обуздать «вольницу» органов государственного надзора, которые сегодня могут легко и быстро закрыть любое малое предприятие. Причем закрыть, опираясь на букву закона.

— С этого места поподробнее, пожалуйста.

— Ну, например, согласно требованиям ГИБДД, на предприятии, где больше 1 автомобиля, каждому водителю нужно обязательно проходить ежедневное освидетельствование у врача, причем дважды — утром и вечером. Чтобы исключить возможность управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Это работодателю надо либо нанимать на предприятие специального медработника (лишняя штатная единица), либо заключать договор с больницей, что тоже весьма недешевая процедура для начинающего предпринимателя. Без этого штатного медработника автопарку предприятия могут даже отказать в проведении техосмотра! Никто не спорит — мероприятия по охране труда и здоровья работников проводить необходимо, но это дорогое удовольствие, так же как и наем в штат высококвалифицированного инженера по охране труда. А у большинства малых предприятий таких денег, как я уже сказал, нет…А по линии Роспотребнадзора случаются еще более анекдотичные ситуации: этот контрольный орган, оказывается, может обязать любое предприятие, у которого в гараже больше одного автомобиля, проводить ежегодное лабораторное исследование на предмет шумов и вибрации в салоне. И большинство малых предприятий, что называется, ни сном, ни духом об этом совершенно абсурдном требовании. А ведь федеральные законы, мешающие бизнесу развиваться, — это лишь верхушка административного айсберга. На сотню законов существует бесчисленное множество внутриведомственных инструкций и негласных распоряжений, ходящих внутри каждого надзорного органа, и все это бесчисленное множество — как всегда, исключительно в благих целях. Но благими намерениями дорога известно куда вымощена.

— То есть получается, государство одной рукой бизнес поощряет к развитию, а другой…

— Я скажу так: в странах Европы и США государство берет на себя очень много забот по созданию условий для начинающих предпринимателей. Поэтому там и доля населения, занятого в малом и среднем бизнесе, достигает 60 процентов. Наш президент поставил задачу достигнуть в России тех же показателей, но это будет очень мощный «прыжок» — считайте, с теперешних 25—28 процентов. Это показатели Свердловской области, в которой бизнес развивается пусть и не идеально, но гораздо успешнее, чем во многих других регионах. И я не представляю, как не на словах, а на деле этот прыжок совершить. В нашем регионе существуют, конечно, государственные программы поддержки малого предпринимательства, но средства, выделяемые по ним, недостаточны, да и вкладывать их, на мой взгляд, лучше не в инвестиционные суперпроекты, а прежде всего в создание условий для развития производственного бизнеса.

— Так делается же! Вспомним, сколько сил и средств вкладывает и область, и муниципалитет Екатеринбурга в создание бизнес-инкубаторов и технопарков…

— Вспомним также, как этот процесс шел в Англии в годы премьерства Тэтчер. Тогда тоже шла приватизация, сопровождавшаяся гигантским сокращением государственных предприятий и массовыми увольнениями. Но одновременно за счет государственных средств были созданы не один-два, а целая сеть и бизнес-инкубаторов, и информационных центров для развития малого предпринимательства. Государство не пожалело денег и выкупило у больших предприятий пустующие либо нерентабельные площади, произвело там необходимые ремонтные работы, подвело коммуникации и, главное, предоставило малому начинающему бизнесу эти площади в аренду по очень льготным условиям. В результате в среднем британском бизнес-инкубаторе легко и просто размещалось от 60 до 120 малых предприятий. У нас же в России часто делается так: технопарку выделяется свободная площадка на городской окраине, к которой не подведены коммуникации, и предприятия должны всю инфраструктуру устанавливать здесь за свой счет… Одним словом, вот вам расширенный ответ на вопрос «Почему я занялся этим делом в начале 90-х годов»: чтобы доводить до власти проблемы и чаяния малого бизнеса, а в идеале — лоббировать его интересы на государственном уровне. Сам себя малый бизнес лоббировать не может — нет времени и денег. И этот процесс в странах социально ориентированной экономики берет на себя государство или муниципалитет, для которого малый бизнес — основной источник пополнения доходной части бюджета. Не будем сгущать краски — основы цивилизованного взаимодействия власти и бизнеса у нас заложены. Но до настоящих рыночных отношений и подлинного правового общества, в котором бизнес защищен законом, нам еще очень и очень далеко.

Информация к размышлениям

Развитие малого и среднего производственного бизнеса в столице Урала в ближайшие годы будет идти под знаком усиленного строительства инфраструктуры для начинающих предпринимателей. Такова квинтэссенция городской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» на 2008—2010 годы», проект которой был утвержден в феврале этого года на заседании комиссии Екатеринбургской городской Думы по экономическому развитию, инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности. Программа разработана совместными усилиями администрации Екатеринбурга и городского бизнес-сообщества. Финансирование мероприятий программы будет «долевым»: городской бюджет планирует освоить порядка 37 миллионов рублей за три года в создание условий для развития малого предпринимательства (инфраструктура, выделение участков, информационное и консультационное обеспечение), а представители бизнеса, со своей стороны, должны будут «вложиться» в развитие своих предприятий и продвижение продукции на рынок. Основная цель проекта — дать «крышу над головой» и оказать первую организационную помощь сотням начинающих предпринимателей, прежде всего работающих в отрасли инновационных технологий. Для этого в период с 2008 по 2010 годы в Екатеринбурге планируется развернуть масштабное строительство целой сети блок-модулей, технопарков и бизнес-инкубаторов — прежде всего на базе Ново-Свердловской ТЭЦ, инновационного центра «Академический» и в промзоне на улице Таганской. В идеале, уверены разработчики программы, бизнес-инкубатор должен появиться в каждом районе города. А долгожданный технопарк «Екатеринбург», который расположится на площадях УрО РАН, станет отличной «стартовой площадкой» не только для предпринимателей, но и для ученых более чем 20 институтов регионального отделения Академии наук: их теоретические и лабораторные исследования в области инновационных технологий, созданные в последние годы, найдут наконец «поле» для внедрения и продвижения на мировой рынок. Общая стоимость финансирования всех мероприятий проекта, по оценкам разработчиков, превысит 500 миллионов рублей, львиная доля которых — около 360 миллионов рублей — пойдет на строительство блок-модулей на Ново-Свердловской ТЭЦ, где разместятся свыше 40 предприятий, ведущих разработки в сфере приборостроения, энергосберегающих технологий и производства стройматериалов.

Понимание растет. «Откаты» — тоже

— Из чего состоит рядовой день человека, посвятившего себя нелегкому делу поддержки малого и среднего предпринимательства? Много ли времени отнимают заботы человека, имеющего столько регалий: президент АМБ, председатель Координационного комитета объединения малого и среднего предпринимательства при Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей, первый вице-президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса? И еще такой странный вопрос: довольны ли вы собой в этой роли? Что бы вам хотелось сделать на этом посту, что уже получилось, а что нет?

— Мой рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается не раньше девяти вечера. Сейчас мы восстанавливаем деятельность Координационного Совета по малому бизнесу при главном федеральном инспекторе по Свердловской области. Если касаться вопроса «доволен-недоволен»… Как только человек, руководящий общественной организацией, становится всем доволен, значит, с этого места ему надо уходить: в жизни всегда есть перспективы для дальнейшего роста, а совершенству, как известно, нет пределов. Меня тревожит, что о малом предпринимательстве сейчас говорится как никогда, все на словах заинтересованы в развитии и кооперации малого бизнеса с крупным, в снижении налоговой нагрузки и снятии барьеров,… а стратегический стержень развития предпринимательства отсутствует. Самые насущные проблемы — поиск помещений для малого бизнеса, разрешение проблем с Роспотребназдором или Федеральной регистрационной службой — пока что решаются слабо. А общественные организации, объединения предпринимателей, которые взвалили на себя весь этот воз, по сути, не имеют необходимых условий для собственного развития и движения, не имеют никаких преференций, их деятельность финансируют их же руководители за счет собственного бизнеса. Усиливается и коррупция, о необходимости борьбы с которой говорят на самом высоком уровне. К сожалению, косвенно способствует ей и 94-й федеральный закон о государственных и муниципальных закупках, который задумывался именно как средство борьбы с «откатами» денег и бесконтрольным завышением цен со стороны исполнителя. К сожалению, «откаты» сегодня не стали меньше, многие конкурсы и аукционы планируются под конкретных исполнителей, а добросовестный производитель услуг и товаров нередко исключается из конкурсного процесса. Например, некий крупный вуз объявляет конкурс на издание книги в твердом переплете, тиражом в 1 000 экземпляров и объемом в 600 страниц, и оговаривает сроки исполнения совершенно фантастические: в течение суток после заключения контракта. Разумеется, большинство потенциальных участников такого конкурса предпочитают «умыть руки»: сроки слишком нереальные. А книга выходит. Значит, конкурс был сформирован под конкретного исполнителя, заплатившего заранее и, скорее всего, заранее, по договоренности с организаторами, выполнившего заказ. В результате на рынок идет поставка недоброкачественной продукции, об этом все прекрасно знаю, но никто ничего не может с этим сделать. А кто победитель? Тот, у кого ниже себестоимость, а ниже себестоимость у того, у кого «серая» заработная плата, кто уходит от налогов. Это не просто абсурд, это то, что не позволяет развиваться нормальной экономике.
Теперь о том, что получилось… Сам факт того, что бизнес сегодня заинтересован в нашем посредничестве — благоприятный знак: значит, бизнесу мы нужны. Да и государство все чаще к нашим советам прислушивается: одно то, что Президент издал указ о снятии административных ограничений с деятельности малых предпринимателей, говорит о многом. Прежде всего о том, что до власти наконец дошло: без малых и средних предприятий простое качание нефтедолларов в экономику не даст долгосрочного эффекта. Со стороны государственных структур в кои веки начались попытки грамотного мониторинга проблем бизнеса: на днях при участии полпреда в УрФО Петра Латышева прошла большая видеоконференция, посвященная сотрудничеству власти и бизнеса в деле подъема российской экономики. Я склонен усматривать в этой победе и нашу заслугу: ведь это мы в течение многих лет проводили съезды, совещания, «круглые столы», подписывали соглашения с органами госконтроля, участвовали в формировании коллегиальных структур, а сейчас совместными усилиями создаем параллельный координационный орган, который связал бы крепче власть и бизнес и заставил бы указ Президента РФ работать в реальном режиме. Так что можно сказать, что общественные организации, защищающие интересы бизнеса, сегодня являются незаменимым связующим звеном между предпринимателями и государством и в какой-то мере служат «школой», цивилизующей одновременно и бизнес, и властные структуры.

Кстати

В 2008 году правительство Свердловской области запланировало выделить 260 миллионов рублей из областного бюджета на поддержку малого бизнеса. По словам председателя областного правительства Виктора КОКШАРОВА, эта поддержка будет заключаться в субсидировании процентной ставки по кредитам и в выдаче микрозаймов, а также в создании благоприятных условий для обучения предпринимательских кадров. Большое внимание будет уделено также стимулированию роста инновационных предприятий, прежде всего через сеть муниципальных фондов поддержки предпринимательства и информационно-консультационных пунктов, которые в этом году появятся во всех муниципальных образованиях.

Блиц-опрос ВЕ:

Ваше любимое блюдо или напиток?

— Даже не знаю… Вот кофе я пью по 15 чашек в день — это что, любимый напиток или инструмент стимулирования интеллектуальной деятельности? Никогда не задумывался, если честно.

Место на Земле, где вы очень хотите побывать?

— Я очень люблю ездить по миру, особенно в те места, где жарко, где море, тропики…
Если бы вам дали возможность взять на необитаемый остров три необходимых вещи, что бы вы взяли?
Телефон обязательно возьму, ведь даже на необитаемом острове мне придется принимать управленческие решения и руководить бизнесом. Другое дело, если я вдруг решу распрощаться с цивилизацией, как в свое время Поль Гоген, я, конечно, ничего с собой вообще не буду брать. Но в ближайшие тридцать лет такой поворот событий вряд ли возможен.

Что такое счастье?

— Счастье — когда любимая рядом с тобой, и тебя любят, и ты любишь в ответ. Счастье — когда ты реализуешься как социальное существо, могущее влиять на события вокруг. Я думаю, по-настоящему счастлив лишь тот, кто живет для других и обладает высоким порогом социальной ответственности.

Беседу вел Евгений Сусоров ("Вечерний Екатеринбург")


Комментариев пока нет Написать?
 

Главные новости